О МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Музыкальная терапия: что это такое?

Музыкальная терапия (или «музыкотерапия», дословно — «исцеление музыкой», от лат. musica «музыка» и греч. therapeuein «лечить») — это профессиональное применение музыки и её элементов как метода терапии в медицинской, образовательной и повседневной среде с индивидуальными клиентами, группами, семьями и сообществами, стремящимися улучшить качество жизни и оптимизировать своё физическое, социальное, коммуникативное, эмоциональное, интеллектуальное и духовное здоровье и благополучие (World Federation of Music Therapy).

“Как врачи используют различные процедуры и оборудование (операцию, лекарства, психотерапевтическое внимание к проблемам человека), в зависимости от диагноза пациента, так и музыкальные терапевты подбирают музыку под индивидуальные потребности своих клиентов” (Davis, Gfeller, Thaut, 2010).



Музыкальная терапия — специальность на стыке музыки, психологии, медицины и педагогики; она входит в список вспомогательных профессий здравоохранения (allied health professions). Музыкальный терапевт использует музыку в рамках терапевтических отношений для того, чтобы эффективно работать над физическими, эмоциональнами, коммуникативными, когнитивными и социальнымми потребностями клиентов. На сегодняшний день в мире существует более ста вузов, которые подготавливают музыкальных терапевтов.

Процесс музыкальной терапии: как?

Музыка терапевтична по своей природе. Именно поэтому так популярны волонтёрские выступления в холлах больниц и хосписов. Именно поэтому мы включаем музыку для того, чтобы расслабиться или, наоборот, взбодриться. Именно поэтому, выходя с концерта классической музыки, мы чувствуем себя обновлёнными, отдохнувшими, полными новой энергии. Но всё же всё это — ещё не музыкальная терапия.

У музыкальной терапии всегда есть целевая ориентация: музыка, в разных видах, применяется в терапии для того, чтобы эффективно работать над целями, которые ставятся при начале терапии. Цели эти уникальны и зависят от потребностей клиента или группы. При этом эти цели не являются музыкальными (например, «научиться играть прелюдию Баха», «улучшить вокальную интонацию» и т.п.): именно этим музыкальная терапия отличается от музыкального образования (хотя музыкотерапевтический сеанс может проходить и, например, в форме урока вокала — в случае, когда целью является преодоление социофобии пациента или оптимизация его респираторной функции).

Анализируя музыкальные реакции клиента, музыкальный терапевт оценивает (диагностирует) его психоэмоциональное и физическое состояние, его социальные и коммуникативные навыки, уровень умственного развития. После этого музыкальный терапевт планирует индивидуальные и групповые сеансы терапии, в зависимости от потребностей клиентов. Вот некоторые из техник, которые могут использоваться в терапии:

  • импровизация
  • прослушивание специально подобранной музыки
  • написание песен
  • обсуждение текстов песен
  • музыкальные игры
  • рисование под музыку
  • медитация под музыку
  • обучение посредством музыки
  • структурированные музыкальные упражнения
  • музыкальное выступление (клиента или пациента)

В научной литературе по музыкальной терапии есть информация о том, какие техники эффективнее всего для работы с той или иной группой населения. Выбор техники также зависит от музыкальных навыков самого терапевта, его подхода к терапии, опыта, терапевтической интуиции и технических возможностей (например, от наличия или отсутствия определённых инструментов).

Параллельно с музыкальным взаимодействием, между терапевтом и клиентом постепенно выстраиваются доверительные терапевтические отношения, которые помогают пациенту полнее раскрыть свой потенциал в терапии, а музыкальному терапевту — эффективнее выстраивать стратегию терапии.

Музыкальный терапевт часто работает в составе многопрофильной команды специалистов и участвует в формировании индивидуальных планов лечебно-оздоровительных мероприятий (или, в специальном образовании, индивидуальных учебных планов). Работая в команде или индивидуально, музыкальный терапевт осуществляет периодическую оценку успешности терапевтического вмешательства; при необходимости, меняет стратегии терапии, добиваясь большей эффективности; а также документирует процесс терапии.

Эффективность музыкальной терапии

Согласно обзорам Кохрановского Сотрудничества, “музыкальная терапия оказалась эффективнее плацебо для развития вербальных и жестовых коммуникационных навыков” у пациентов с аутизмом ; “музыкальная терапия улучшает общее состояние здоровья и может также улучшить психическое состояние и функционирование в случае, если было проведено достаточное количество музыкотерапевтических сеансов”, у пациентов с шизофреническими расстройствами; “музыкальная терапия целесообразна для людей с депрессией”; оказывает положительное воздействие на качество жизни людей с онкологическими заболеваниями.

К преимуществам музыкальной терапии относятся её неинвазивность и сравнительно малая экономическая затратность. Исследования и клиническая практика показывают, что музыкальная терапия может быть успешна даже в тех случаях, когда другие терапевтические подходы оказываются неэффективны. Музыка – это форма сенсорной стимуляции и невербальной коммуникации, которая вызывает реакцию благодаря узнаваемости, предсказуемости и чувству безопасности, которые с ней связаны.

Кому помогает музыка?

В музыкальной терапии могут участвовать люди любого возраста и происхождения, на любых уровнях психического и физического развития. Вопреки распространённому мнению, клиентам (пациентам) не обязательно обладать музыкальными навыками и талантами для того, чтобы участвовать в сеансах музыкальной терапии.

Доказательная музыкальная терапия практикуется во многих странах мира. Музыкальные терапевты работают в центрах по обслуживанию людей с особыми нуждами, больницах, центрах психического здоровья, неонатальных центрах, хосписах, поликлиниках (амбулаторных клиниках), родильных центрах, детских садах, программах раннего развития, школах, учреждениях с квалифицированным сестринским уходом (домах престарелых), реабилитационных центрах, программах помощи при алкогольной и наркозависимости, исправительных учреждениях, центрах социальной адаптации бывших заключённых. В последнее время активно развиваются неврологическая музыкальная терапия, вокальная психотерапия, семейная терапия, программы психологической помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.

Музыкальная терапия неинвазивна, сравнительно недорога, побочные эффекты и противопоказания сравнительно редки. Клинические исследования и многолетняя практика подтверждают эффективность музыкальной терапии при работе с разными группами населения. Дети, у которых диагностирован аутизм, ДЦП или другие особенности развития; люди с нарушениями психического здоровья; страдающие болезнями Альцгеймера и Паркинсона; реабилитирующиеся после инсульта; младенцы в отделении интенсивной неонатальной терапии; пациенты с хронической и острой болью (в том числе роженицы и пациенты в послеоперационном периоде) — вот только некоторые из категорий потенциальных клиентов музыкального терапевта.

Профессиональные музыкальные терапевты работают в таких областях, как:

  • Раннее развитие
  • Беременность, роды, постнатальный период
  • Специальное (дефектологическое) образование
  • Психотерапия
  • Гериатрия, уход за пожилыми людьми
  • Онкология (педиатрическая и взрослая)
  • Неврология
  • Паллиативная помощь, хоспис
  • Психиатрия
  • Профилактика здоровья (self-care)
  • Чрезвычайные ситуации
  • Ожоговые центры
  • Колонии, тюрьмы

(с) Алиса Апрелева, 2013-2019. Использование материалов возможно при активной ссылке и указании имени автора.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s