Кода: Продолжаем разговор


Вот мы и подошли вместе к завершению книги. Надеюсь, что прочтение её станет для вас лишь одним из шагов к овладению искусством волонтёрского терапевтического музицирования.

Конечно, книга не может заменить самого главного и проверенного временем способа обучения ремеслу: практической работы, дороги проб, ошибок и открытий под руководством опытного наставника. Клиническая практика – регулярная работа под руководством менторов в течение семи-восьми семестров – является обязательной частью учебного плана для профессиональных музыкальных терапевтов. К счастью, в России есть опытные, готовые делиться своими знаниями специалисты и волонтёры. Лучшее, что начинающий музыкант-волонтёр может сделать для развития своих талантов и навыков – это попроситься, на некоторое время, в подмастерья, помощники к такому музыкальному терапевту или волонтёру.

Если такой возможности нет, можно смотреть и анализировать видео музыкотерапевтических сессий, выложенных в интернет. Поиск действительно интересных, профессиональных записей займёт, вероятно, некоторое время, но зато у вас появится возможность сравнить разные подходы к терапевтическому применению музыки, увидеть описанные в этой книге (и многие другие!) приёмы работы в действии, научиться понимать процесс терапевтического музыкального взаимодействия.

Кстати, очень важно записывать на видео и свою работу. Это позволяет взглянуть на процесс терапевтического музицирования как бы со стороны, понаблюдать за собственным стилем ведения группы, увидеть незамеченные ранее реакции участников занятия – всё это позволяет музыканту-волонтёру эффективнее “учиться на собственных ошибках” (и успехах!), развивать терапевтическое чутьё.

Конечно, не всегда есть физическая и юридическая возможность принести камеру в государственное учреждение социальной защиты. Ещё один вариант – это поиграть с коллегой-волонтёром в ролевую игру “ведущий – участник”. “Участник” описывает свои способности, особенности, симптомы, “ведущий” проводит с ним музыкальное занятие. Это занятие можно записать на видео и проанализировать. Можно подробно обсудить ощущения каждого из участников этой тренировки-симуляции. Такой вид работы можно проводить в рамках супервизии.

Мы говорили с вами о том, как важно найти ментора или коллег-волонтёров для регулярной супервизии. Не пренебрегайте этой формой работы. Супервизия – одно из важных условий для саморазвития волонтёра, применяющего музыку терапевтически.


Читайте книги и статьи о музыкальной терапии, о ведении интерактивных музыкальных занятий. К сожалению, на русском языке пока немного литературы о практике терапевтического применения музыки в учреждениях социальной защиты. Некоторые практические рекомендации по работе с детьми с особенностями развития можно найти в книге И.С. Константиновой “Музыкальные занятия с особым ребёнком”, в переведённых на русский язык книгах Алвин и Уорик “Музыкальная терапия для детей с аутизмом” и “Введение в музыкотерапию” Декер-Фойгт Г.-Г.. Если вы читаете по-английски, я хочу порекомендовать вам четыре книги, написанные специалистами. Каждый из авторов – сертифицированный музыкальный терапевт и преподаватель с многолетним стажем. Эти книги рассчитаны на начинающего музыкального терапевта. Очень простым языком в них говорится о важных, основополагающих принципах терапевтического использования музыки (2).

o Mercédès Pavlicevic “Groups in Music: Strategies from Music Therapy” (2003)

o Ronald M. Borczon “Music Therapy: A Fieldwork Primer” (2004)

o Suzanne B. Hanser “The New Music Therapist’s Handbook” (2000)

o Deforia Lane, with Rob Wilkins “Music as Medicine: Deforia Lane’s Life of Music, Healing, and Faith” (1995)



Своё мастерство можно развивать, периодически посещая конференции, обучающие семинары, курсы – теперь их становится всё больше в России. Есть и онлайн-курсы, на русском языке и международные. Важная часть посещения такие мероприятий – не только получаемые знания, но и знакомства с коллегами, людьми, применяющими музыку терапевтически. Такое общение очень важно для преодоления ощущения изолированности, для предотвращения выгорания, для вдохновения.




Заканчивая эту книгу, я не прощаюсь с вами. Я приглашаю вас, дорогие читатели, присоединиться к сообществу талантливых и трудолюбивых людей – специалистов и волонтёров, которых объединяет интерес к терапевтическому использованию музыки для помощи тем, кому это нужнее всего. Я приглашаю вас общаться, взаимодействовать в пространстве совместной работы, обсуждений, семинаров, конференций, и в онлайн-пространстве.

В январе 2014 года начал работать веб-сайт некоммерческой образовательной инициативы МузТерапевт.Ру, посвящённый развитию доказательной, основанной на исследованиях музыкальной терапии в России. Это открытый, постоянно обновляющийся информационный ресурс и площадка для профессионального общения практикующих музыкальных терапевтов и других специалистов, использующих музыку как средство терапии, медицинских работников, психологов, работников сферы социальной защиты населения, музыкантов-волонтёров, потенциальных клиентов (пациентов) и заинтересованных организаций и частных лиц.

На сайте МузТерапевт.Ру, в открытом доступе, хранятся видео, статьи, презентации, списки литературы, регулярно появляются новости об обучающих мероприятиях, о событиях, связанных с деятельностью проекта и наших коллег. В рамках одноимённых сообществ ВКонтакте и Facebook, волонтёры и специалисты знакомятся друг с другом, обсуждают насущные проблемы терапевтического применения музыки, возможности обучения, ищут партнёров для супервизии, поддерживают друг друга.

Мы встречаемся друг с другом на ежегодных конференциях МузТерапевт.Ру. Вместе мы создаём единое живое сообщество людей, знающих о том, что музыка иногда творит чудеса там, где, кажется, ничто уже не может помочь.


Делая первые шаги в музыкальном волонтёрстве, помните, что вы не одиноки. Вы становитесь частью многолюдной, шумной, талантливой, очень заботливой семьи. И наш разговор – продолжается.




(2) См. подробный, обновляющийся список литературы.




ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ --> Об авторе