Когда всё не так. О совершенстве


То, что я напишу сейчас, настолько важно, что мне показалось необходимым вынести это в отдельную главу.

Многие из нас, особенно те, у кого за плечами карьера исполнителя, концертирующего музыканта, стремятся к идеальному, “как на записи”, “исполнению” музыки в рамках занятий – и, заодно, к такому же идеальному ведению занятия: приветствию; плавным, гармоничным переходам от одного музыкального упражнения к другому; уместному, своевременному взаимодействию с участниками занятий и т.п.. В теории, в письменном плане занятий, в сессиях опытных музыкальных терапевтов (1) всё выглядит гладко, эффективно, идеально. На практике же, “изнутри” занятия, начинающий ведущий (особенно, если он чуток к своей терапевтичекой среде!) часто ощущает неидеальность, шероховатость, неорганизованность занятий. Он(а) корит себя за неправильно взятый аккорд, забытую строчку из песни, “промямленный” переход от песни к песне, скомканное завершение занятия. Он(а) расстраивается, что не смог(ла) предугадать заранее реакцию участника на предложенную песню, найти подходящие слова в эмоционально насыщенный момент, предотвратить конфликт между участниками. Иногда кажется, что всё не так, всё плохо, всё зря!


Вы не обязаны быть идеальными.


Настоящее терапевтическое музыкальное взаимодействие всегда живое, непредсказуемое, несовершенное – и в этом его эффективность. Музыкант-волонтёр не перестаёт быть человеком, неидеальным, допускающим иногда ошибки, живым – и в этом его отличие от музыкального проигрывателя, в этом его честность и сила.


Если вы ошиблись – поправьте себя, посмейтесь над своей ошибкой вместе с участниками или извинитесь, если это уместно, и двигайтесь дальше. Часто те ошибки, которые кажутся стыдными, невероятными, огромными с позиции ведущего (например, тот же неверно сыгранный аккорд) остаются совершенно незамеченными группой и даже со-ведущими. Вы можете убедиться в этом сами, записав занятие на видео, и проанализировав эту запись позже.

Отпустите свою ошибку, не дайте ей занимать ваши мысли слишком долго. Выдохните. Не концентрируйтесь на себе, своей игре, своих словах. Пусть центром вашего внимания станет благополучатель, его радость, его успех. Если вам удастся сместить центр внимания в правильную сторону, работать станет значительно легче.


“Идеальные” сессии, конечно, случаются. Поток общей музыкальной энергии подхватывает и ведущего, и участников, и несёт их, бережно и сильно, с первой до последней секунды занятия. Это придаёт силы. Это запоминается надолго. Об этом пишут в книгах. Но большинство музыкальных терапевтов, невыгоревших, неравнодушных к своей работе, всё равно немного волнуются перед каждым занятием, всё равно допускают ошибки и на этих ошибках учатся. Это нормально.


Не нужно бояться своего несовершенства.


Мне не раз доводилось видеть, как после такого разговора о нормальности, допустимости несовершенства, мои студенты – и начинающие, и обучающиеся уже на последнем, третьем году клинической практики – полностью преображались, теряли сковывающий их страх и становились естественнее, живее и, от этого, несравнимо эффективнее в терапевтическом процессе. Да, есть стандарты, на которые ориентируется профессия; да, терапевт должен непрерывно развивать свои навыки и умения, но самое главное наше умение – это быть, по-настоящему, полностью присутствовать здесь и сейчас, быть собой, быть просто человеком, служащим другому человеку. В этом – начало совершенства.

Именно поэтому эта глава, может быть, самая важная в нашей книге.



Упражнение №10:
“ОТПУСТИТЬ ОШИБКУ”
Подумайте о собственной ситуационной (“мимолётной”, не стратегической – это важно!) ошибке, воспоминание о которой не даёт вам покоя или просто неприятно вам. Хорошо, если это будет ошибка из вашего волонтёрского опыта, но это может быть и ошибка из другой сферы вашей жизни: вы не нашлись, что ответить; замялись во время важной презентации; обидели кого-то случайным словом и т.п.. Найдите время и помедитируйте над этой ситуацией. Подышите глубоко. С каждым выдохом старайтесь отпустить неприятное воспоминание: принять его как часть своей жизни, научиться у него чему-то – и отпустить. Понаблюдайте за преображением этого воспоминания: становится ли оно менее важным? может быть, смешным? может быть, оно превратилось в лёгкую грусть? в спокойствие? Улыбнитесь своей ошибке. Выдохните. Отпустите её.



(1) Если у вас есть такая возможность, обязательно напроситесь в “подмастерья” к давно работающему музыкальному терапевту или хотя бы опытному музыканту-волонтёру на несколько занятий. Если такой возможности нет, поищите видео терапевтических сессий в интернете (лучше по словами “music therapy” – качественных русскоязычных записей пока не очень много) или посетите видеоканал МузТерапевт.Ру на YouTube.




ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ --> О морских звёздах и солнечных лучах