В одной лодке: Отношения с персоналом и администрацией



В самом начале этой книги мы говорили о том, что такое музыкальное волонтёрство и чем оно отличается от профессиональной деятельности музыкального терапевта. В идеальных условиях, работа волонтёра не замещает, а лишь поддерживает, дополняет ту работу, которую выполняют специалисты. В современных российских условиях, волонтёр зачастую выполняет те функции, которые специалисты и организации не имеют возможности, времени или желания брать на себя; те обязанности, которые, в его отсутствие, выполнять было бы просто некому.

В то же время, волонтёр не только не получает платы за свой труд, но часто и существует в учреждении “на птичьих правах” – без гарантий, поддержки и помощи со стороны администрации. В ваших интересах (и, конечно же, в интересах ваших благополучателей!) наладить хороший рабочий контакт с администрацией и сотрудниками учреждения, в котором вы проводите занятия. Давайте поговорим о том, как это сделать.


Первое и главное: относитесь к работающим в учреждении с уважением. Да, иногда это бывает трудно. В исключительных, вопиющих случаях это, в принципе, невозможно. Но всё же не забывайте о том, что вы приходите всего на несколько часов, а они работают здесь полный день, иногда по много-много лет, часто в очень трудных условиях, едва успевая справляться со всеми требованиями: помыть, покормить, убрать, лекарства, переодеть, снова покормить…

Однажды я читала лекцию о музыкальной терапии в психоневрологическом-интернате. На лекцию как это принято, “согнали” почти весь персонал. Я начала с небольшого релаксирующего музыкального вступления, чтобы дать людям возможность переключиться и настроиться. Кто-то закрыл глаза и облегчённо выдохнул, кто-то заулыбался, а одна женщина сжала кулаки и с отчаяньем тихо сказала: “Госссподи… сколько это будет продолжаться… Мне же ещё тридцать человек подмывать!”

Это их реальность, это их жизнь, это их труд, за который они часто вовсе не слышат слов благодарности и не видят уважения. Поэтому, насколько можете, проявляйте уважение, дайте им понять, что вы видите и цените то, что они делают.


Обязательно здоровайтесь. Обязательно благодарите, прощаясь. А ещё – можно лишний раз улыбнуться сердитой нянечке, подарить маленький сувенир или шоколадку к чаю, сделать комплимент, спросить её совета: она ведь проводит с вашими подопечными столько времени, что наверняка всё-всё о них знает! Обслуживающий, медицинский персонал, сиделки, воспитатели, нянечки, работающие в трудных условиях системных госучреждений, - частые жертвы так называемого профессионального “выгорания”. Несколько слов, самое небольшое проявление заботы, уважения могут изменить настроение и самооценку персонала – и, часто, отношение к вам, волонтёру.


Если есть возможность, стоит устроить небольшую презентацию для персонала и администрации, рассказать о вашей работе, о принципах терапевтического использования музыки, о пользе интерактивных музыкальных занятий. Можно составить рассказ о достигнутом за “отчётный период”: вот так было год назад, а вот так стало теперь, сорок два занятия спустя. И, конечно, не бойтесь приглашать сотрудников на занятия, показывать им свою работу – особенно когда у вас уже сложились отношения и “ритуалы” с благополучателем. Потому что иногда, действительно, лучше один раз увидеть, как загораются при виде музыкальных инструментов глаза у тех, кого считают "овощами", как те, кто не может говорить, начинают петь...


Часто музыкальные занятия становятся желанной передышкой и развлечением не только для благополучателей, но и для персонала. Воспитатели, медсёстры, нянечки, охранники превращаются в активных участников занятия, играют на музыкальных инструментах, громко поют, делятся впечатлениями, танцуют. Что музыканту-волонтёру делать в такой ситуации? Исходя из собственного опыта, предлагаю ничего особенного не делать и просто относиться к сотрудникам учреждения как к участникам занятия – конечно, в том случае, если их активное присутствие не мешает вашим благополучателям проявлять себя и получать удовольствие от музицирования. Бывают, к сожалению, и такие случаи, когда слишком активный сотрудник совершенно “затмевает” собой остальных участников и явно мешает ходу занятия, сам при этом совершенно этого не замечая: например, допевает фразу за ребёнка, энергично трясёт маракас вместе с рукой старушки, чётко инструктирует пациента о том, как именно он должен импровизировать. В этом случае, музыкант-волонтёр должен действовать очень тактично и бережно.

Ни в коем случае не делайте замечаний сразу, во время занятия. Постарайтесь выйти из ситуации с минимальными потерями (например, закончив песню, возьмите маракас из руки старушки и скажите: “А теперь давайте просто попоём!”). После окончания занятия поблагодарите сотрудника за помощь и расскажите о своей работе, о том, что вы делаете и зачем, попросите рассказать о благополучателе: как он(а) себя чувствует в последнее время? есть ли у него любимая песня? говорит ли он(а) отдельные слова или фразы? Потом пригласите к сотрудничеству, расскажите, чем именно может вам помочь ваш музыкальный энтузиаст: подержать барабан, пока ребёнок бьёт по нему палочкой; выбрать песню, в которой встречаются слова, знакомые ребёнку; играть на одном маракасе (левой рукой), а другой отдать старушке (в правую! и сидеть обязательно напротив) и посмотреть, сможет ли она, зеркально отразив, повторить движения. Возможно, вам потребуется не один такой разговор, но есть шанс, что в результате вы получите активного, понимающего помощника, с которым вы будете успешно работать в паре.





ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ --> Когда всё не так. О совершенстве