Несколько практических советов



К сожалению, формат этой книги не позволяет подробно рассказать об особенностях терапевтического применения музыки с разными социомедицинскими группами благополучателей. В этой главе мне хотелось бы дать лишь несколько практических советов.


1) Работа с детьми. Если вы новичок в деле интерактивного музыкального волонтёрства и у вас пока нет предпочтений относительно того, с людьми какого возраста вы хотите работать, я рекомендую начать с работы с детьми. В некотором отношении, это проще, чем работать со взрослыми – даже с учётом всех особенностей “особых” детей. Дети непосредственны, они не скрывают своих эмоций и не щадят эго ведущего, как это часто делают взрослые. Но и ошибки ведущего они легко прощают, радуясь музыке в любом её проявлении. Это позволяет волонтёру-новичку экспериментировать с терапевтической средой, пробовать разные варианты, искать оптимальную структуру занятия, преодолевать собственные тревожность и неловкость.

О чём нужно помнить:

Песни, которые можно подготовить к первому визиту:



2) Работа со стариками . Работать с пожилыми людьми в чём-то проще, а в чём-то сложнее, чем с детьми. Как правило, они – очень благодарные, немного застенчивые поначалу, но, в целом, активные участники занятий. Музыкант-волонтёр, при почти дружеской поддержке участников, может постепенно расширять свой репертуар и совершенствовать свои навыки ведения занятий: доля нового материала, при работе со стариками, как правило, значительно уступает доле материала знакомого. Разного рода музыкальные упражнения (например, лёгкая зарядка под музыку, совместная инструментальная импровизация, релаксация под музыку) могут быть использованы, но большую часть занятия будут составлять, конечно же, песни.

О чём нужно помнить.

Если вы работаете со стариками c болезнью Альцгеймера:



Песни, которые можно подготовить к первому визиту:




3) Работа во взрослыми, имеющими особенности психического, интеллектуального и физического развития . Поскольку центров дневного пребывания в России пока немного, а в психиатрические больницы волонтёров, как правило, не допускают, речь идёт прежде всего о людях, проживающих в психоневрологических интернатах (ПНИ).

О чём нужно помнить:


Песни, которые можно подготовить к первому визиту:





4) Особенность работы в больницах и хосписах (или с тяжелобольными на дому) заключается в том, что здесь волонтёру часто приходится работать с людьми своего социокультурного слоя – то есть с теми, с кем он может встретиться в “обычной жизни”, за пределами стен больницы. Это люди, которые могут оказаться его знакомыми, коллегами, учениками, соседями. Это трудная работа, и, начиная её, волонтёр должен обладать хорошей системой поддержки (1).


О чём следует помнить:



Песни, которые можно подготовить к первому визиту:



(1) Подробнее об этом – в главе “О морских звёздах и солнечных лучах”.
(2) См. главу “Летающие тамбурины и другие опасности”



ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ --> В одной лодке. Отношения с персоналом