Где хранить музыкальные инструменты?



Вопрос, казалось бы, простой и совсем уж третьестепенный, но всё же важный. Инструменты можно:

1) приносить (привозить) с собой (это особенно актуально, если вы работаете в разных местах в разное время);
2) хранить в том учреждении, где вы проводите занятия;
3) личные инструменты участников занятий могут храниться у них.

Понятно, что в первых двух случаях хранение и перемещение музыкальных инструментов – это ваша ответственность. Нужно заранее подумать о том, каким видом транспорта вы будете добираться до места своей волонтёрской работы, в какое время дня это будет происходить (не на это ли время приходится час пик?), в чём вы будете перевозить музыкальные инструменты? Если вы собираетесь перемещаться без машины, имеет смысл вложиться в покупку прочного рюкзака с широкими лямками, с грамотным распределением веса по спине или рюкзака на колёсиках. Путешествуя с мастер-классами по России, я в полной мере оценила свой рюкзак Swiss Gear – несколько громоздкий и неуклюжий для леди, но не раз спасавший при этом мои руки и больную спину. С машиной, конечно, проще, но и там инструменты имеют тенденцию рассыпаться из сумок, падать и разбиваться во время резких остановок, перегреваться (переохлаждаться) и портиться (особенно это касается струнных инструментов), поэтому я просто, в очередной раз, скажу об очевидном: продумывайте мелочи заранее, это сэкономит вам много времени, денег и сил.


Если вы планируете оставлять инструменты в учреждении, то, разумеется, нужно предварительно договориться об этом с администрацией, а также с теми людьми, которые непосредственно будут отвечать за то, чтобы предоставлять вам доступ к инструментам во время каждого вашего посещения. Эти инструменты не должны находится в общедоступных местах (игровой комнате, комнате отдыха, музыкальном классе), где они могут потеряться или быть повреждены. Лучше всего, если они будут храниться в закрытой комнате, кладовой, шкафу – так, чтобы только вы (и помогающие вам) имели к ним доступ.

Оговорюсь здесь, что, при таком варианте, мы часто сталкиваемся с нравственной диллемой. Вы знаете о том, какой терапевтической силой обладает музыка, как преображаются ваши благополучатели во время совместного с вами музицирования. Но, в силу особенностей волонтёрского расписания, музыкант-волонтёр, как правило, не успевает проводить занятия так часто, как хотелось бы, и со всеми людьми, которые могли бы получить от этих занятий пользу. Поэтому велик соблазн передоверить эту миссию штатным сотрудникам, особенно если они видят пользу от ваших занятий и с энтузиазмом вам помогают: чтобы, в ваше отсутствие, у сотрудников и благополучателей был доступ к музыкальным инструментам, чтобы они могли получать радость от музицирования. К сожалению, реальность такова, что, если вы оставите свои инструменты доступными для всех желающих, большинство их будет через некоторое время испорчено или потеряно, отчего качество музыкальных занятий, в конечном итоге, пострадает. Если штатные сотрудники готовы помогать в ваше отсутствие, инструменты лучше доверить одному ответственному человеку, предварительно проговорив (ии даже написав на листке бумаги) правила пользования ими в ваше отсутствие.


Если в учреждении, где вы собираетесь работать, есть собственные музыкальные инструменты, которыми вам предлагают пользоваться, найдите время, чтобы перебрать, проверить, послушать и продезинфицировать все эти инструменты. Если какие-то из них могут пригодиться вам в работе, спросите, где вы можете их найти, когда приходите. Если эти инструменты всегда находятся в общем доступе (например, лежат в ящике в игровой комнате), проверять их ассортимент и состояние, а также дезинфицировать их нужно перед каждым занятием: просто отведите на это дополнительное время.



Вне зависимости от того, оставляете вы инструменты на месте волонтёрской работы или привозите их с собой, дополнительная их организация сильно облегчит вашу жизнь. Приведу здесь свои любимые хитрости и надеюсь, что ваша фантазия подскажет вам другие возможные варианты.

1) Волшебные мешочки. Для того, чтобы тратить меньше усилий и времени каждый раз, выбирая нужные вам для работы инструменты из общей кучи, можно завести специальные мешочки, сумки, коробочки или корзинки: каждый – для определённой группы инструментов. Я предпочитаю пользоваться небольшими матерчатыми сумочками на застёжке-молнии или на липучке: их легко стирать, они весят совсем немного и легко помещаются в большой рюкзак для инструментов. В одном мешочке хранятся маракасы, в другом – треугольники, в третьем – небольшие рамочные барабаны и палочки для них, в четвёртом – бубенцы и т.п.. Это сильно сокращает время планирования занятий и позволяет сосредоточиться исключительно на взаимодействии с участниками непосредственно во время занятия.

Эти же мешочки пригодятся вам и в ситуации, когда вы не хотите сразу демонстрировать все имеющиемся у вас инструменты: например, в ситуации, когда вы работаете с маленькими детьми или со взрослыми, обладающими неразвитым импульс-контролем. Мешочки из красивого, узорчатого материала завораживают детей, а доставание инструментов из “волшебного” мешочка превращается в часть терапевтического процесса (и складывать в него инструменты, на которых уже поиграли, потом тоже приятнее).

2) Ящик-сиденье. Ещё один способ спрятать “запретные” музыкальные инструменты до поры до времени – это хранить их в специальном ящике, на котором во время занятия сидит музыкант-волонтёр. Логистически это не всегда удобно, зато очень эффективно!

3) Тележка с инструментами. Во время занятия инструменты можно приносить в сумках (корзинках, мешочках) и раздавать участникам лично, можно раскладывать на столах, стульях или на полу (лучше, конечно, предварительно расстелив на полу ткань). В ситуации, когда вы перемещаетесь из помещения в помещение (например, по комнатам в доме престарелых или из палаты в палату в больнице), особенно в ограниченном пространстве, вам может пригодиться специальная “музыкальная тележка”. Это может быть обычная медицинская тележка, в три яруса; у неё может быть несколь выдвижных ящичков или дверцы в нижнем ярусе. Выглядит она примерно так:





Работая в больнице, я обычно покрываю такую тележку большим отрезом красивой материи (которую, разумеется, регулярно стираю), для того, чтобы избежать ассоциаций с медицинскими приборами, шприцами, лекарствами, которые часто привозят в палаты на таких же тележках. Заодно это позволяет до времени скрыть на нижних ярусах некоторые инструменты, папки с документацией, рабочий iPad и прочую канцелярию. На верхней полке обычно располагается перевёрнутый вверх дном джембе и, в зависимости от ситуации, коробка с набором мелких перкуссионных инструментов, несколько рамочных барабанов, тамбурин, небольшая арфа, калимба, флейта – то, что мне кажется наболее соответствующим состоянию отделения, в целом, или конкретного пациента на данный момент. Музыкальные инструменты, таким образом, выглядят аккуратно и часто привлекают внимание новых пациентов одним своим видом. Пользуясь такой тележкой, музыкант-волонтёр может, не выпуская из рук гитару, быстро, без лишнего шума и суеты, достать нужный инструмент и предложить его благополучателю.




Если инструменты, которые вы используете в работе, принадлежат лично вам или волонтёрской организации, которую вы представляете, потратьте некоторое время на то, чтобы пометить каждый инструмент: возьмите несмывающийся маркер и напишите на каждом инструменте название организации, своё имя или инициалы. Это поможет избежать путаницы и споров о том, кто же всё-таки хозяин инструментов, в любых потенциально неоднозначных ситуациях.

Совершенно необходимо в конце занятия проводить инвентаризацию: проще говоря, следить за тем, чтобы все инструменты, которые вы принесли с собой, вернулись обратно к вам. Это важно как для безопасности, так и для вашего бюджета: мы ведь договорились, что использовать в работе нужно качественные (а, значит, скорее всего, недешёвые) инструменты.

Работая в государственных детских домах и домах престарелых в России, я часто сталкиваюсь с тем, что участники занятий не возвращают инструменты, прячут их в карманы, под одежду, уносят с собой. Здесь не место углубляться в психологические причины такого поведения. Просто, по возможности, не упускайте из виду, кто на чём играет и, в конце занятия, лично соберите инструменты, подойдя к каждому участнику. Если инструмент не отдают, если он “ вдруг потерялся”, не осуждайте, не стыдите и не обвиняйте, а постарайтесь найти возможность мирно разрешить ситуацию: поговорите с человеком наедине, объясните, что вам нужны инструменты, чтобы провести следующее занятие; если вам помогают доброжелательно настроенные сотрудники учреждения, обратитесь за советом и помощью к ним.


Как я уже говорила, после каждого использования музыкальные инструменты и другой инвентарь необходимо дезинфицировать, промыв их горячей водой с мылом или протерев все поверхности медицинскими (не косметическими или “антибактериальными”!) стерилизующими салфеткам. Это совершенно критично, если вы работаете с людьми, иммунитет которых ослаблен: например, в онкологическом центре, в отделении неонатальной терапии или с ВИЧ-позитивными людьми.




ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ --> Несколько практических советов