Какие инструменты не подходят


Ранее я уже писала о том, что, вопреки распространённому мнению, музыка не всегда безопасна для участников музыкальных занятий, так как она способна спровоцировать интенсивные психические и физиологические реакции. Точно так же и музыкальные инструменты могут вызвать негативную, иногда весьма неожиданную реакцию у участников занятий.


Однажды я зашла в палату познакомиться с новой пациенткой и рассказать ей о музыкальной терапии. Женщина оглядела мою гитару и тележку с инструментами – барабанами, шейкерами, колокольчиками, калимбой, “шумом дождя” и т.п. – и, с видимым облегчением, выдохнула: “Как хорошо, что у Вас нет арфы!” – “Почему же хорошо?” – спросила я. – “Раньше я лечилась в другой клинике, “ – ответила она. – “Когда я входила на этаж онкологического отделения, там всегда кто-то играл на арфе. И было ощущение, что я уже умерла и попала на небеса. Но я ещё живая! Не нужно меня преждевременно хоронить! Вы знаете что-нибудь из Дженис Джоплин?”

Конечно же, арфа – не единственный музыкальный инструмент, который способен вызвать негативные ассоциации. К тому же, в большинстве случаев, арфа – прекрасный инструмент для терапии, обладающий сильным эмоциональным и физическим (за счёт вибраций) воздействием. Но, особенно в самом начале терапевтического музыкального общения, нужно помнить, что, как и в случае с предпочитаемой музыкой, наши индивидуальные инструментальные предпочтения зависят от нашего опыта, как негативного, так и позитивного, связанного с конкретным музыкальным инструментом. Для кого-то аккордеон – символ веселья, народного гулянья, праздника, радостного единения с друзьями и семьёй, а для кого-то – представитель “ужасного советского лубка”, всего безвкусного и любительского. У кого-то скрипка ассоциируется с глубокими духовными переживаниями, а у кого-то – с ненавистными гаммами и долгими часами принудительных занятий в детстве. У кого-то мурашки бегут по коже от женского оперного голоса в высокой тесситуре, а кому-то от высоких нот становится нервно и неприятно. Очень важно проявлять чуткость и, по возможности, предоставлять выбор клиенту – конечно же, в рамках своей собственной музыкальной компетенции и поставленных терапевтических целей.


При выборе музыкальных инструментов важно помнить и об ассоциациях, которые с этими инструментами могут быть связаны в определённой культуре. Так, в некоторых восточных странах на музыкальных инструментах традиционно могут играть только мужчины, а для женщины играть на инструменте – это всё равно, что выйти на улицу без одежды (1). В некоторых частях Африки игра на барабанах расценивается как форма молитвы, и удары соответствуют определённому сакральному “тексту”, поэтому, конечно, свободная импровизация или стандартные западные ритмы будут восприниматься как святотатство.

В моей работе в амбулаторном отделении химиотерапии неожиданно востребованной оказалась большая деревянная флейта североамериканских индейцев, пимак. Я часто слышала от пациентов, что они получают физическое облегчение, слушая импровизацию на флейте, перестают чувствовать давление опухоли, перестают тревожиться. Нередко они даже спокойно засыпали во время моей игры, и с лиц их сходила болезненная напряжённость, их черты разглаживались. Мне всегда удивляло, как немного нужно для того, чтобы облегчить страдания этих людей. И вот однажды, знакомясь с новым пациентом, я предложила, среди прочего, поиграть для него на флейте, и в ответ неожиданно услышала: “Нет, спасибо, это слишком тоскливо. Этот звук напоминает ирландские похороны!”

В другой раз эта же флейта вызвала негативную реакцию в совершенно другом месте и так же неожиданно. Мы играли в “волшебный лес” с “особыми” школьниками-подготовишками, флейта была звуком ветра, и вдруг один мальчик зажал уши и сказал, что он ненавидит этот звук, что ему неприятно его слышать. Этот мальчик не отличался вызывающим поведением, поэтому оставалось лишь предположить, что именно тембр флейты был почему-то ему неприятен.



Конечно, я не утверждаю, что вам часто придётся работать с представителями иных культур (хотя волонтёры нередко работают, например, с беженцами из регионов военных конфликтов), но предлагаю вам с особым вниманием относиться к выбору музыкальных инструментов в каждом случае.



Очень важно, чтобы инструменты не представляли физической опасности для ваших благополучателей и вас самих. Подробно об этом написано в главе “Летающие тамбурины и другие опасности”. Тщательно продумайте возможные сценарии развития событий во время занятий. С учётом возраста и особенностей участников занятий, попробуйте предугадать их реакцию на тот или иной инструмент. Конечно же, от ошибок не застрахован никто! Но осторожное, внимательное отношение музыканта-волонтёра к терапевтической среде и участникам занятий может предотвратить почти все потенциально опасные ситуации.


Обратите внимание и на размер музыкального инструмента: некоторые взрослые не возражают против того, чтобы поиграть и на миниатюрных барабанах, но для многих взрослых людей предложенный вами инструмент детского размера может оказаться демотивирующим и даже обидным. То же касается и расцветки инструмента. Я уже писала о том, что многие взрослые предпочитают яркие, “детские” инструменты, но, на всякий случай, лучше предоставить выбор между красочным инструментом и инструментом нейтрального оттенка.



Упражнение №9:
“МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: РАБОТА С БЮДЖЕТОМ”
1) Представьте, что у вас есть бюджет, эквивалентный $1000, на покупку музыкальных инструментов. С учётом специфики работы в вашем подшефном учреждении, возраста, количества, умений и особенностей ваших благополучателей и доступных вам способов транспортировки составьте список инструментов, которые вы приобрели бы для работы. Какие инструменты вы купили бы в первую очередь? Сколько (и каких) инструментов нужно для ваших занятий? Есть ли инструменты, с которыми вы хотели бы поэкспериментировать?
2) Представьте теперь, что у вас есть бюджет, эквивалентный $100. Какие инструменты вы купите в этом случае?





(1) Это разделение негласно присутствует и в популярной западной музыкальной культуре. Попробуйте вспомнить имена известных гитаристок или саксофонисток. Согласитесь ли вы, что женщин, известных игрой на музыкальных инструментах, не так много, как известных певиц?


ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ--> Где хранить музыкальные инструменты