Музыка в записи



Всё это, однако, не означает того, что записанная музыка не может быть эффективно использована в терапевтическом контексте. В этой главе мы обсудим лишь некоторые возможности применения аудиозаписей.

В ситуациях, когда у благополучателя высокий уровень тревожности или стресса, трудности со сном, навязчивые беспокойные мысли, могут помочь дыхательные упражнения, релаксация или медитация под определённую последовательность музыкальных композиций. Музыка в записи, в своей неизменности, создаёт у слушателя ощущение предсказуемости, защищённости. В музыкальной терапии существует практика создания “ритуала”: сначала человек выполняет определённую последовательность действий (глубокое дыхание, прогрессивную релаксацию мышц, визуализацию – в зависимости от целей терапии и возможностей клиента) под музыку, следуя инструкциям терапевта; потом он привыкает к сочетанию музыки и определённых действий и может осуществлять “ритуал” самостоятельно (например, отходя ко сну или в стрессовой ситуации). Конечно, если вы хотите создать такой ритуал, нужно заранее учесть ситуацию, в которой находится ваш благополучатель: у того, кто живёт в государственном доме престарелых или психоневрологическом интернате, скорее всего, не будет возможности самостоятельно включить музыку для релаксации, а вот в больнице это вполне возможно. Эту практику можно адаптировать и в самом простом варианте: включать тихую, приятную для благополучателя музыку в “фоновом режиме” каждый раз, когда вы с ним взаимодействуете – говорите, рисуете, занимаетесь рукоделием. При этом нужно убедиться, что музыка не мешает вашему взаимодействию, не отвлекает и не раздражает вашего благополучателя.


Музыка в записи может пригодиться и в том случае, когда волонтёр работает с группой один, и основная цель занятия – развитие или поддержание моторно-двигательной активности участников занятия (например, в “подвижной” группе в детском доме, в инклюзивном летнем лагере или в группе для пожилых людей с болезнью Альцгеймера). В этом случае, музыкант-волонтёр активно взаимодействует с участниками группы, моделирует (показывает) движения, подбадривает участников словами, мимикой, иногда предлагает им принять участие в выборе следующей музыкальной композиции, а музыка – конечно же, заранее подобранная соответствено целям группы и предпочтениями её участников! – становится подспорьем, одним из инструментов волонтёра. Таким же образом могут использовать музыку и работники социальных учреждений, те специалисты, кому “медведь на ухо наступил” или кто пока не чувствуют себя достаточно уверенным музыкантом, но хотел бы использовать терапевтические возможности музыки в своей работе. Хорошо, если такая работа происходит в сотрудничестве или после консультации с физиотерапевтом или трудотерапевтом.


Бывают отдельные случаи, когда именно музыка в записи (в знакомой аранжировке, в исполнении любимого певца, группы, инструменталиста) оказывает на клиента наиболее глубокое воздействие. Привычное звучание, “тот самый” тембр, паузы, замедления, крещендо, вибрато – каждая маленькая деталь, которая определяет “почерк” музыканта или музыкального коллектива и делает запись уникальной, – в этом случае важнее, чем даже самое качественное живое исполнение. Как в этом случае сделать песню или другую композицию актуальной в настоящем моменте, как ввести её в ваше пространство общения? Вариантов множество. Можно просто посидеть вместе и внимательно послушать запись, а потом ещё предоставить благополучателю своё молчаливое внимательное участие, создать пространство, в котором он мог бы поделиться с вами воспоминаниями, нахлынувшими эмоциями, мыслями. Конечно, хорошо будет, если и вы скажете о том, какое впечатление произвела на вас эта музыка. Но будьте осторожны, чтобы не ранить благополучателя насмешливым, равнодушным или осуждающим отношением к той музыке, которая так много для него значит.

Если ситуация позволяет, можно после совместного прослушивания песни вместе её спеть – пусть не идеально, не как в записи, зато от души и сердца. От себя. Это будет уже новый этап освоения знакомого музыкального пространства, переход благополучателя в активную, субъектную позицию из пассивной, рецептивной, слушательской. Это очень важный опыт самовыражения, самоосознания и самоутверждения для тех, кто чаще всего находится в положении живого “объекта”, которым манипулируют нянечки, доктора, воспитатели, медсёстры и другие специалисты: покормили, помыли, одели, померяли давление, ввели лекарства, уложили спать. Штатных сотрудников мало, жильцов интернатов и пациентов больниц – много, и сама структура этих государственных учреждений лишает людей выбора, контроля над ситуацией, над происходящим с ними, объективизирует. Волонтёры нередко находятся в той уникальной роли, которая позволяет им выстраивать человеческое взаимодействие на уровне индивидуального контакта или в группе, приглашая благополучателей быть теми людьми, личностями, которыми они были или могли бы быть в иных обстоятельствах. И музыка облегчает это взаимодействие, предоставляя простые способы самовыражения, позволяя обрести свой голос.

Другой вариант “освоения” песни в записи – это подробное обсуждение текста песни после прослушивания песни. Обсуждение может проходить в небольшой группе или в индивидуальном диалоге с благополучателем. Очень хорошо эта методика подойдёт для работы с подростками (например, в воспитательных колониях или в онкологических отделениях), в психиатрических больницах или в психоневрологических интернатах. Участники обсуждения могут выразить свои мнения и эмоции по поводу текста, своё согласие или несогласие с автором, могут предложить свои советы лирическому герою или просто поразмышлять “на заданную тему”. По возможности, лучше заранее распечатать текст (достаточно крупным шрифтом) для всех участников дискуссии, даже если вы не уверены в том, что все они умеют читать. Это ведь тоже проявление уважения с вашей стороны. Если в группе найдутся желающие, можно попробовать и переписать текст песни на новый лад или дописать новые куплеты (а потом спеть их вместе, под гитару, под караоке или просто a capella). Это, опять же, даёт возможность для самовыражения, а, кроме того, и опыт разрешения противоречий, несогласий, конфликтов внутри группы, поиск общего языка. К переписанному или досочиненному тексту песен хорошо бывает возвращаться при последующих встречах: такой совместное творчество сближает участников между собой, создает ощущение единения, принадлежности к группе единомышленников, признания.

Ещё один вид работы с музыкой в записи – это составление “аудиомемуаров”. Обычно эта работа проводится с неизлечимо больными взрослыми пациентами, в хосписах, как часть терапии в конце жизни. Терапевт предлагает пациенту вместе составить подборку самых значимых для него музыкальных произведений, куда может войти и колыбельная, которую пела мама, и песня, связанная со студенческими воспоминаниям, и свадебный танец, и отрывок классической музыки, от которого каждый раз почему-то бегут мурашки по коже… Составление такое подборки – длительный, многодневный процесс, позволяющий пациенту с головой окунуться в воспоминания, выговориться, посмеяться и поплакать, как бы пережить, переосознать значительные события заново, подвести итог своей жизни. Это непростая работа, требующая чуткости, душевной силы и такта от помогающего, и волонтёру нужно честно оценить свои силы, прежде чем решиться на такой вид общения с благополучателем. Возможно, этот способ терапевтического применения музыки больше подойдёт психологу, психотерапевту или социальному работнику. Если у благополучателя есть родственники, “аудиомемуары”, с приложенной к ним записанной “историей жизни”, становятся бесценным подарком для них, помогающим пережить утрату.

Музыкант-волонтёр может использовать подобный приём с людьми из самых разных социальных и социомедицинских групп, в его упрощённом варианте. Если у благополучателя есть доступ к аудиоаппаратуре (музыкальный центр, плеер, компьютер и т.п.) в ваше отсутствие или если вам удатся заручиться поддержкой штатных специалистов, готовых помочь, когда вас нет рядом, вы можете предложить составить для него подборку любимых песен. Если любимых песен пока не очень много, можно вместе послушать разную музыку, обсудить её, выбрать самое интересное… Это может быть плейлист, а лучше – кассета или компактдиск, которые станут предметом собственности вашего благополучателя. Такой “овеществлённый” итог вашего общения, с нарисованной самостоятельно обложкой, может стать для благополучателя очень важным символом приятия, человеческого взаимопонимания, надежды. Для ребёнка в детском доме, бабушки в доме престарелых, человека, проживающего в психоневрологическом интернате, такая подборка может стать важным маркером собственного пространства, возможности выбора, важным шагом на пути де-объективизации личности.


Музыка в записи может стать эффективным и приятным “регулировщиком” режима дня в социальных учреждениях. Многие люди предпочитают просыпаться под спокойную, как бы “выплывающую” из сна мелодию, а не под резкий звонок будильника. Момент пробуждения создает настрой на весь день: что, если вместо яркого света и криков: “Подъём!”, жильцы детских домов, психоневрологических интернатов, домов престарелых будут просыпаться от звуков “Гимнопедий” Эрика Сати, виолончельной сюиты Баха или “Утра” Э.Грига? Что если за десять минут до вечернего выключения света будут звучать первая часть “Лунной сонаты”, “Spiegel in Spielgel” Арво Пярта или “Sospiri” Элгара? Музыка может сделать все переходные моменты в течение дня – начало обеда, начало и завершение купания, выход на прогулку и т.п. – более комфортными как для жильцов социальных учреждений, так и для специалистов, работающих там. Ребёнок из отделения “Милосердия” или старик на поздней стадии болезни Альцгеймера, не реагирующие на слова, скорее всего отзовутся на песню и, вероятно, через некоторое время начнут ассоциировать эту песню с определённым занятием (например, приёмом пищи). Конечно, очень важно подобрать музыку в зависимости от вкусов и музыкального опыта благополучателей, так, чтобы им случайно не навредить (1).



(1) См. критерии выбора музыки и примеры из главы “Какую музыку выбрать?”




ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ--> Выбор музыкальных инструментов