Какую музыку выбрать?



Это вопрос, который слушатели семинаров задают мне чаще всего. Простого ответа на него, к сожалению, нет. Первое и главное правило здесь: универсальной лечебной музыки не существует.

Продающиеся в интернете музыкальные сборники "от астмы", "для здоровья ног", "для повышения иммунитета" и т.п. - это, увы, шарлатанство, сродни сеансам телевизионных экстрасенсов. Компиляции вроде "музыки для релаксации", несомненно, имеют право на существование, но кому-то лучше подойдёт классический струнный квартет, кому-то - романтическое фортепиано, кому-то - синтезированный звук в стиле New Age, а кому-то - звуки природы. Мы все разные, и музыка по-разному воздействует на каждого из нас.

Тем не менее, можно выделить несколько критериев, на которые можно и нужно ориентироваться при выборе музыки для терапевтической работы. О выборе инструментов мы поговорим отдельно, в одном из следующих разделов этой книги.

Во-первых, исследования и практический опыт музыкальной терапии показывают, что наибольший терапевтический эффект обычно имеет музыка, предпочитаемая клиентом, т.е. знакомая ему и любимая им. Это та музыка, с которой у человека уже связаны положительные эмоции, воспоминания, ассоциации. Представьте себе: вы сильно устали, у вас неважное настроение, вы идёте по улице - и вдруг из окна остановившейся на светофоре машины до вас доносятся звуки песни, которую вы слушали по двадцать раз подряд, когда были подростком. Скорее всего, вы ощутите прилив сил, на вас нахлынут воспоминания, вы начнёте прокручивать в памяти фразу за фразой... Для вас на время исчезнут усталость, улица, ваш возраст и текущие заботы. Происходит это потому, что музыка очень сильно связана с эмоциональной памятью. Она увлекает нас, в буквальном смысле, "помимо нашей воли", непосредственно и мгновенно воздействуя, в том числе, и на подкорковые участки мозга (именно поэтому музыка эффективна при работе с людьми с особенностями развития интеллекта, с людьми с черепно-мозговыми травмами, болезнью Альцгеймера и т.п.).

Используя предпочитаемую клиентом музыку в сессии, вы способствуете установлению доверительного контакта с её участниками, из "чужого человека" быстрее превращаетесь в "своего". Любимая музыка мотивирует участников сессии к действию (например, танцу или игре на музыкальных инструментах), самовыражению (через улыбку, пение, воспоминания), взаимодействию с другими участниками группы.

На музыкальные предпочтения каждого конкретного человека влияет множество факторов: культура и традиции, в которых он вырос; социальный статус, пол, возраст; предыдущий музыкальный опыт; природные склонности. Не стоит предполагать, что любой ребёнок узнает и обрадуется песне "Пусть бегут неуклюже", и что каждому человеку за 70 будет приятно услышать "День победы". Как мы уже говорили, ребёнок, выросший в ДДИ, возможно, никогда не смотрел советских мультфильмов, а с песней о победе у кого-то могут быть связаны не самые приятные воспоминания.

Как узнать о предпочтениях тех, с кем вы работаете? Иногда об этом можно спросить напрямую у самого клиента ("А какая у Вас /тебя любимая песня?"), иногда - у сотрудников учреждения - нянечек, воспитателей, психологов. Конечно, вам потребуется некоторое время для того, чтобы выяснить предпочтения ваших подопечных. Планируя первое занятие, ориентируйтесь на самые популярные среди данной социальной группы музыкальные произведения (о них мы особо поговорим в завершение этой книги). По тому, как участники будут реагировать на предложенный вами репертуар, вы сможете понять, насколько он им подходит и как, возможно, стоит его изменить.



Второй критерий, на который нужно ориентироваться при выборе музыки, - это соответствие этой музыки целям терапевтического взаимодействия с клиентом или группой. Говоря проще, в любой момент музицирования вы должны быть способны ответить на вопрос: "Почему я выбрал(а) именно это музыкальное упражнение или песню, а не какие-нибудь другие? Какова цель того, что я сейчас делаю?"

Например, играя на занятии в ПНИ любимую песню пациента А. "Колечко-кольцо", вы можете 1) способствовать поднятию его самооценки (вы выучили и вспомнили его любимую песню!), 2) мотивировать или "награждать" его за согласие принимать участие в музыкальных занятиях, 3) способствовать развитию навыков социального общения у других участников (таких, как вежливое внимание и толерантность к предпочтениям другого).

Исполняя ритмичные, подвижные песни для "тяжёлых" детей в ДДИ и побуждая их подыгрывать вам на музыкальных инструментах, вы можете способствовать развитию их моторики, координации, пространственно-временной ориентации. А для более сохранных детей участие в таком же "оркестре" - это возможность выразить себя, взаимодействовать с вами и другими участниками группы. И для тех, и для других участие в музыкальном действе - это почти всегда огромное удовольствие и радость. В свою очередь, лирические, спокойные песни (типа колыбельных) помогут детям расслабиться, отдохнуть после предшествующей интенсивной активности или, например, снизят тревожность детей в "переходные" моменты дня (подготовка к купанию, переодевание и т.п.).


Третий критерий: живая музыка почти всегда предпочтительнее музыки в записи. Те из нас, кто хотя бы иногда посещает концерты, знает, что эмоциональные, физические, духовные ощущения от музыки, услышанной из зала, существенно отличаются от тех ощущений, которые мы испытываем, прослушивая те же произведения в записи. Причин тому несколько. Она из них – наше комплексное, сложное восприятие музыки. В наш концертный опыт входит не только слуховое, но и зрительное восприятие музыки: мы видим, как пальцы скрипача двигается по грифу, мы (пусть не всегда осознанно) реагируем на меняющееся выражение лица солиста рок-группы, переключаем своё внимание с одной группы инструменталистов в оркестре на другую. На нас оказывает влияние освещение, интерьер, запахи, тактильные ощущения: мы, среди прочего, физически, телом чувствуем вибрации звуковых волн. Мы (опять же, как правило, подсознательно) воспринимаем, "считываем", "отражаем" реакции на музыку других зрителей - иногда это называют "энергией зала".

Подобный же эффект присутствия срабатывает и в терапевтическом музицировании. Если музыкант-терапевт чуток к происходящему во время занятия, к тому, как на музыку реагируют участники, он может видоизменять и "настраивать" музыкальное поле с максимальной пользой для всех участников. Конечно, это умение требует специального образования и регулярной практики, однако важную роль здесь играет и интуиция, умение слышать, видеть, чувствовать и сочувствовать.







ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ--> Живая музыка. Импровизация