Как структурировать музыкальное посещение



Любое музыкальное занятие – единоразовое или одно из серии регулярных, первое или последнее, групповое или индивидуальное – обладает определённой структурой, и задаёт эту структуру, конечно же, ведущий. Давайте обсудим, из каких элементов эта структура может состоять.


Продолжительность занятия лучше определить заранее: это позволит и ведущему, и всем участникам максимально эффективно использовать отведённое время, сделает процесс предсказуемым и понятным. Часто бывает, что участник терапевтического занятия, чувствуя “давление времени”, начинает активнее участвовать в музицировании, в дискуссии, в танце, понимая, что через пять (или пятнадцать) минут уже будет пора прощаться. Если вы не уверены в том, сколько времени нужно отвести на занятие, начните с достаточно короткого временного отрезка (например, полчаса на группу). Если окажется, что этого времени не хватает для полноценного взаимодействия, в будущем вы сможете увеличить продолжительность занятия. По моему опыту, оптимальными для начала работы являются следующие промежутки времени:

В это время не входит подготовка помещения и уборка после занятия. И, конечно, ваша первая, “диагностическая” встреча с участникам занятий может продолжаться столько, сколько необходимо.

Замечу, однако, что фиксированная продолжительность занятия не всегда возможна и не всегда является лучшим возможным решением. В некоторых случаях, особенно когда речь идёт об индивидуальных занятиях и об опытном ведущем, импровизированная продолжительность занятия позволит участникам заниматься до “насыщения” музыкой или до выполнения поставленных задач. Лучший вариант узнать, какой вариант соответствует вашему стилю ведения музыкальных занятий – это попробовать разные варианты и проанализировать результаты.



Собственно структура занятия также может быть самой разной: фиксированной, импровизированной, вариативной (с взаимозаменяемыми упражнениями или блоками упражнений) и т.п.. Так или иначе, ведущий, особенно начинающий, должен иметь в голове или на бумаге предположительный план занятия. Продумывая план музыкального занятия, нужно учесть, с кем и где вы будете заниматься, как долго, в какое время дня, в какой день недели, каковы терапевтические цели группы, сколько человек (минимум и максимум) может быть в группе, какие у них музыкальные предпочтения, какие инструменты вы готовы им предложить, какое сейчас время года, ближайшие праздники, есть ли у вас в этой группе помощники и насколько активно они готовы участвовать в занятии (например, подпевать, раздавать инструменты), и т.п..



Самый простой план музыкального занятия может выглядеть как последовательность песен или музыкальных упражнений (в скобках можно записать предполагаемую их продолжительность в минутах и необходимые вам инструменты), например:

1. “Привет, утро!” (4 мин., гитара)
2. “Паучок” (1 мин, пальчики)
3. “Снежинки” (2 мин., пальчики)
4. “Раз морозною зимой” (3 мин., повторяем движения!)
5. “Вперёд!” (5 мин, большой барабан)
6. “Ничего на свете лучше нету” / “Чунга-чанга” (3 мин., выбор = карточки, плоские барабаны + палочки)
7. “Зелёная карета” / “От улыбки” (3 мин, выбор = карточки, шейкеры)
8. Чайковский, “Вальс снежинок” (5 мин, iPad, бумага и мелки)
9. “Карусели” (5 мин, парашют)
10.
“Колыбельная медведицы” (4 мин., колокольчики, синий шёлк)
11. “Пока!” (2 мин, белый шёлк)


План индивидуального музыкального занятия с взрослым пациентом во время сеанса химиотерапии может выглядеть примерно так:

1. Поздороваться, спросить, как дела, как самочувствие, выслушать, понаблюдать за физическим и эмоциональным состоянием пациента (2- 10 минут)
2. Предложить сыграть песню, о которой мы говорили в прошлый раз / Обсудить песню и её значение для пациента
3. Сыграть и спеть песню (вместе с пациентом; предложить пациенту инструмент на выбор; 5 минут)
4. Ещё раз оценить состояние пациента, его потребности на данный момент
5. ⁎Разучить с пациентом новую мелодию, попеть каноном / Поимпровизировать на тему знакомой песни (гитара или джембе как ведущий инструмент) / Релаксация под музыку / Совместно написать песню / Выслушать пациента, если ему необходимо выговориться / Исследовать вместе музыкальные инструменты, рассказывать истории о них – и т.п.
6. ⁎Во время кратких болезненных процедур (укол, поиск вены и т.п.) – по желанию пациента, мощное отвлекающее музыкальное воздействие или тишина; после – см.пункт 5.
7. Завершить занятие. Спросить о дате и времени следующего визита. Есть ли музыкальные запросы? Рекомендации (например, слушать составленный вами совместно плейлист с энергичной музыкой, если пациент испытывает упадок сил).


Этот план оставляет больше свободы ведущему для того, чтобы гибко подстроиться под самые актуальные нужды пациента, его самочувствие, физическое и психоэмоциональное состояние, под постоянно изменяющуюся медицинскую среду, появление в терапевтической среде других людей (медсёстры, родственники пациента, врачи).


Наиболее простой для планирования и исполнения в условиях волонтёрской работы в госучреждениях является вариативная структура занятия, с относительно неизменной внешней формой, которая может наполняться содержанием, варьирующимся, в зависимости от меняющихся условий и потребностей участников. В упрощённой, общей форме, такая структура может быть представлена следующим образом:
  • Prelude. Настройка терапевтического пространства
  • Intro. Приветствие / Оценка ситуации / Начало занятия
  • Блок А1. Знакомый материал / Повторение
  • ⁎Блок Б1. Новый материал
  • ⁎Блок А2. Знакомый материал / Повторение
  • ⁎Возможны дополнительные блоки А и/или Б
  • Сoda. Прощание / Подведение итогов / Завершение занятия


Настройка пространства – это подготовительный, нулевой этап занятия. В это время музыкант-волонтёр входит в помещение и осматривает, как бы сканируя его, пытаясь оценить общий фон активности, преобладающие эмоции и настроения, физическое расположение людей и объектов в помещении. Это время для того, чтобы поздороваться с теми, кто уже пришёл; расставить стулья полукругом, убрать лишние; стратегически разложить музыкальные инструменты; прикинуть, сколько инструментов и каких потребуется для каждого упражнения; предупредить о том, что, когда закончится мультфильм, телевизор придётся выключить. Это время объявить о начале занятия и пригласить участников занимать места.


Приветствие и прощание составляют внешнюю оболочку этой структуры, обрамляя собой занятие, отделяя процесс терапевтического музицирования от других события дня. Песни или музыкальные упражнения, которые вы используете в качестве приветствия и прощания, должны быть узнаваемыми, несложными, запоминающимися. Хорошо, если структура вструпления и прощания будет открытой и повторяющейся, позволяющей по очереди обратиться к каждому участнику и получить, в той или иной форме, ответ.


Например, ведущий может задать ритмическую структуру на барабане или гитаре и, продолжая играть, попросить каждого участника по очереди сыграть на выбранном инструменте, как он(а) себя сегодня чувствует. Или же это может быть простая песенка, позволяющая по очереди обратиться к каждому из присутствующих: “До свиданья, Петя, До свиданья, Петя, До свиданья, Петя, До новых встреч!” - Петя машет рукой ведущему и группе, и ведущий поёт эту же песенку для другого ребёнка. Если детей в группе много, можно пропевать каждое имя по одному разу.

Важно, чтобы прощальная песня не начиналась слишком внезапно. Если участники ваших занятий не сразу адаптируются, испытывают затруднения в так называемых переключениях, переходных ситуациях (“transitions”), стоит заранее предупредить их: “Эта песня последняя, после этого нам придётся попрощаться до следующей недели”, или: “У нас осталось всего пять минут. Что бы нам сыграть? Что-нибудь поспокойнее или повеселее?” При работе с маленькими детьми (или детьми, чей психологический возраст значительно меньше их паспортного возраста) полезно составить “многоступенчатый” ритуал завершения занятия – последовательность из нескольких упражнений, которая всегда неизменна и всегда ведёт к окончанию занятия. Например, сначала мы катаемся на “каруселях” в цветном парашюте, потом ловим мыльные пузыри (или поём колыбельную), а потом машем друг другу на прощание, пока ведущий поёт, а капелла, заключительную песенку.

В зависимости от состава группы и личных предпочтений, музыкант-волонтёр может всегда пользоваться одним и тем же приветствием и прощанием (1), а может выбрать несколько взаимозаменяемых музыкальных упражнений, чтобы разнообразить занятия и более тонко работать с энергией группы (или индивидуального участника).


Приветствие и прощание становятся опорными ритуалами в работе группы, опознаваемой внешней рамкой, в которую заключается музыкальное занятие. Каково же основное содержание этого занятия? Разумеется, это будет зависеть от того, с кем и в каких условиях вы работаете, от того, каковы терапевтические цели участников (или группы, в целом) и какими музыкальными ресурсами вы располагаете. Вот лишь некоторые возможные варианты:
  • петь песни под аккомпанемент гитары, аккордеона, фортепиано,
  • петь а капелла,
  • играть на барабанах (и при этом петь!),
  • играть на музыкальных инструментах под аккомпанемент или без него,
  • танцевать под музыку,
  • рисовать под музыку,
  • обсуждать только что прослушанную песню,
  • мастерить вместе музыкальные инструменты,
  • петь хором,
  • водить хороводы,
  • играть в музыкальные пальчиковые игры,
  • писать песни или переписывать слова уже существующих песен,
  • импровизировать,
  • исследовать новый инструмент, передавая его по кругу,
  • учиться играть на музыкальном инструменте (например, фортепиано),
  • составлять плейлисты,
  • делиться воспоминаниями, связанными с любимой песней,
  • “передавать” звук по кругу,
  • выполнять физические упражнения под музыку,
  • записывать песни на диктофон и потом прослушивать их,
  • дышать в такт спокойной, умиротворяющей музыке.



На занятиях
можно использовать как материал уже знакомый участникам, так и новый музыкальный материал. В главе “Какую музыку выбрать?” мы подробнее поговорим о том, почему так важно использовать знакомую, предпочитаемую благополучателем музыку, особенно при первых контактах, во время формирования отношений. Знакомый материал, в рамках регулярных занятий, это либо любимые, давно известные участникам песни (песня из мультфильма; старая “застольная” песня; популярная песня, регулярно звучащая по радио), либо те песни или музыкальные упражнения, которые группа уже освоила на предыдущих занятиях. Работа со знакомым материалом – повторение – составляет, как правило, бóльшую часть занятия, особенно в случаях, когда благополучатели – это люди с особыми потребностями.

Важную роль здесь играет
эффект узнавания, владение материалом, чувство контроля над ситуацией. Предсказуемое развитие знакомого музыкального материала, позволяет участникам занятий эффективнее отрабатывать навыки (“У меня получается!”) или просто получать удовольствие от песни, погружаясь в поле эмоциональных ассоциаций, образов, воспоминаний, зная, например, что впереди ещё четыре куплета и красивая кульминация.

Это не значит, что знакомый материал статичен и не может видоизменяться от занятия к занятию. Вариативность, импровизация – это существенный элемент интерактивного терапевтического музицирования.

Например, вариативность занятия в гипотетической музыкальной группе в доме-пансионате для пожилых может быть описана так: “После приветствия и небольшой физической разминки под музыку наша группа всегда поёт частушки под гитару. Все участники об этом знают и ждут этого с нетерпением. У нас есть любимые частушки, которые мы обязательно поём каждый раз, но время от времени кто-нибудь вспоминает или придумывает новую. Бывает, что во время пения частушек кто-то встаёт и танцует. В другие дни мы просто сидим полукругом и поём”.



Новый материал – это музыкальный материал, который, в первый (а иногда и второй-третий) раз, предлагает группе ведущий. Необходимость в новом материале может быть обусловлена разными причинами: целями и потребностями участников (например, постепенное освоение разных академических тем, развитие речи, прогрессирование нейродегенеративного заболевания), сменой формата занятия или состава участников, сменой сезона, приближением праздника, назревающим конфликтом в группе, или просто желанием разнообразить занятия.

Место знакомого и нового материала в структуре каждого занятия может варьироваться. Мне нравится представлять новый материал сразу же после приветствия или ритуала встречи. В это время участники занятия уже включены в музыкальное пространство, их внимание сконцентрировано, и они не устали от занятия физически.

Я медленно, чётко и достаточно громко проговариваю текст новой песни или даю инструкции к танцу, структурированной импровизации, пальчиковой игре; показываю движения или картинки; пропеваю мелодию и повторяю её столько раз, сколько нужно участникам занятия, чтобы сориентироваться. Я отвожу время на знакомство с новым инструментом, рассказываю о его происхождении, о материалах, из которых он сделан, обращаю внимание на цвет, размер, форму, количество струн, тембр, функцию в ансамбле.


Прежде чем просить кого-то из участников занятия выполнить новое действие, ведущий должен смоделировать, показать это действие – сам или с помощью со-ведущего (“помощника”), который не испугается новой ситуации. Например, принеся на занятие новый большой барабан, ведущий сначала показывает его группе издалека, потом показывает, как на нём нужно играть, и рассказывает, как и почему – не нужно. После этого ведущий может запеть фоновую песню: “Вася играет на барабане: БОМ! БОМ! БОМ!” – в это время он пропевает своё имя и сам играет. Потом он подходит к помощнику, пропевает его имя и даёт ему поиграть. И только после этого начинает двигаться от участника к участнику в предсказуемом (например, по кругу, по часовой стрелке; так безопаснее!) или непредсказуемом (так интереснее!) порядке.



Количественное соотношение знакомого и нового материала в структуре занятия зависит от особенностей и способностей участников музыкальных занятий, опытности музыканта-волонтёра, уровня его собственого владения музыкальным материалом.


Например, в группе типично развивающихся детей или детей с лёгкими нарушениями в развитии доля нового материала на каждом занятии может варьироваться от 0% до 50%. Нужно учитывать, что материал остаётся “относительно новым”, как минимум, в течение двух последовательных занятий. Иногда полезно бывает просто повторить то, что уже разучили на предыдущем занятии.

В группе детей с тяжёлыми нарушениями доля нового материала может, на мой взгляд, составлять не больше 10-15%: во-первых, требуется больше времени для его демонстрации и больше усилий для его восприятия; во-вторых, постоянное повторение знакомого материала позволяет, медленно, но верно, продвигаться к поставленным целям.

В группе стариков, у которых диагностирована болезнь Альцгеймера, новый материал часто оказывается и вовсе не нужен: ведь, согласно исследованиям, эти участники лучше всего отзываются на музыку, знакомую им с юности. Музыканту-волонтёру в этом случае стоит постоянно расширять свой репертуар за счёт старых – народных и авторских – песен, постепенно подбирая те, на которые его группа будет отзываться лучше всего.



Планируя занятие, необходимо заранее подумать не только о музыкальном материале, с которым вы собираетесь работать, но и о переключениях – переходах от одного упражнения к другому. Эти переходы кажутся незначительным, второстепенным делом, но от них очень сильно зависит, насколько плавно и естественно будет протекать ваше занятие. Лучше заранее потренироваться, поискать подходящие слова, подумать, как заполнить паузы или, наоборот, поддержать тишину между музыкальными отрывками.




Упражнение №7:
«ПЕРЕХОДЫ»

Представьте самое начало занятия: вот уже пора начинать, но в помещении ещё шумно, кто-то сидит на стуле в молчаливом ожидании, а кто-то пока ещё разговаривает в дверях… Что вы сделаете? Что скажете? Каким тоном?

Или – вы проводите индивидуальное занятие с нестарым человеком, диагноз которого предполагает достаточно скорую уже преждевременную смерть. Вы, вместе, закончили петь очень откровенную, эмоционально насыщенную песню. Может быть, кто-то из вас не сдержал слёз. Наступила хрупкая тишина. Что дальше?

Вы запланировали упражнение “Оркестр”: один участник задаёт на простом перкуссионном инструменте ритм, к нему присоединяется второй участник – со своим инструментом и своим собственным ритмом, дополняющим первый; потом третий, четвёртый и далее по кругу. Первый участник – “дирижёр”: он задаёт и, по желанию, меняет уровень громкости всего “оркестра”, он останавливает и снова начинает музыку, он назначает “солистов”, он приводит “оркестр” к коде. Как вы будете давать инструкции к этому упражнению группе взрослых с психоневрологическими нарушениями?





Иногда может казаться, что музыкальный процесс идёт почти сам собой – в желательную или не совсем желательную для вас, ведущего, сторону. В группах часто возникают спонтанные лидеры, и им обязательно нужно дать шанс себя проявить. Но важно не забывать, что занятие всё-таки проводите вы, что именно вы должны находиться в позиции лидера.
Вы, ведущий, задаёте (или, вернее, считываете и постепенно выравниваете) темп занятия, его динамику, планируете пики и спады интенсивности, управляете этим музыкальным потоком. У кого-то это получается естественно, но большинству из нас этому приходится долго учиться. Если группа из раза в раз проходит трудно, проанализируйте, в чём может быть проблема: неподходящее время дня (например, прямо перед обедом)? очень разные, конфликтующие друг с другом участники? слишком большая группа? неувлекательный музыкальный материал? слишком тихая гитара? большие “зазоры” между песнями, когда вы не знаете, что сказать, и теряете контроль над терапевтическим пространством? Если группа прошла на одном дыхании, легко, тоже обязательно проанализируйте, что могло стать этому причиной. Осмысленный опыт – лучший учитель.




(1) Этот вариант предпочтителен, если вы проводите занятия реже, чем один раз в неделю. Знакомый музыкальный ритуал становится связующим звеном между нерегулярными занятиями, позволяет благополучателям узнать ведущего, связать ситуацию с прошлым опытом.


ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ--> Какую музыку выбрать