“Спасибо, нет!”



Представьте: вы приходите в детский дом (дом престарелых, психоневрологический интернат, больницу, хоспис, исправительное учреждение) в обычное время, приносите инструменты. Возможно, вы долго готовились к этому, повторному, визиту, выучили новые песни, хорошо продумали структуру встречи… Вы входите в палату, здороваетесь, начинаете расчехлять гитару – и тут ваш подопечный говорит вам: “Нет, не хочу музыки сегодня”. Как вы отреагируете на такую ситуацию? Что почувствуете? Как поведёте себя? Что скажете?

Выполните упражнение №5, прежде чем продолжить читать эту главу.

Упражнение №5:
“СПАСИБО, НЕТ” (1)
Представьте, что вы оказались в ситуации, когда благополучатель отказывается от ваших музыкальных услуг. На одном листе бумаги опишите свой внутренний процесс: какие чувства и мысли у вас возникли? На втором листе опишите свою внешнюю реакцию: как вы выйдете из этой ситуации? что скажете и сделаете? как будете строить своё взаимодействие с благополучателем в дальнейшем?



Готовность и умение принять отказ благополучателя от музыкального взаимодействия – это один из самых драгоценных даров, который волонтёр может принести этому благополучателю.

Отказ этот может быть неожиданным, а порой и весьма резким. Не стоит воспринимать это лично, винить себя и сомневаться в своих музыкальных способностях. Вам потребуется много мудрости, такта, эмпатии, вкупе со здравой самооценкой, для того, чтобы разобраться в причинах отказа и выбрать правильную стратегию на будущее. Давайте попробуем вместе проанализировать некоторые вероятные причины отказа от музыкального взаимодействия.


Ситуация первая. Вы предлагаете поучаствовать в музыкальном занятии человеку, с которым вы ещё ни разу не занимались и которого, возможно, видите в первый раз. Может быть, кто-то из персонала предварительно даже сказал вам, что этот человек очень любит музыку, поёт или играет на музыкальном инструменте. Надеясь облегчить этому человеку процесс психологической адаптации к новому месту, вы спешите с ним познакомиться, предлагаете помузицировать вместе… и получаете агрессивный, категоричный отказ! В чём дело?

Каждая человеческая жизнь и каждая ситуация уникальны, и, конечно, лучше не делать обобщений, однако я заметила, что, когда я предлагаю музыкальную терапию новым пациентам амбулаторного центра онкологии и гематологии в Бостоне, я чаще всего сталкиваюсь с двумя типами (первичной) реакции. Одни пациенты очень охотно, с энтузиазмом принимают моё предложение, как будто бы стремясь найти опору в музыке, организовать вокруг неё нарушившийся из-за болезни ход жизни. С ними быстро устанавливаются глубокие, искренние терапевтические отношения, и впоследствии музыкальная терапия нередко становится интегральной частью их лечения, являясь мощным средством психологической поддержки и реабилитации, а иногда и облегчая физические симптомы. Они как бы сразу принимают меня и мою музыку в свою рабочую команду, усилия которой направлены на борьбу с онкологическим заболеванием. Другие же пациенты, наоборот, реагируют очень настороженно, иногда даже агрессивно, порой отказываясь от музыки ещё до того, как я успею что-то предложить и рассказать о программе. Они очень тревожны, отвечают на вопросы односложно, недоверчиво расспрашивают медсестёр о назначенных лекарствах, до последнего не садятся в кресло, как бы надеясь, что всё происходящее с ними окажется ошибкой, и им удастся уйти назад, в нормальную, привычную жизнь… Это другой вид реакции на стресс, на новую, пугающую реальность. Это единственная доступная им защита. Как правило, любые аргументы, уговоры, объяснения оказываются в этом случае бесполезны, и только раздражают человека. Сейчас ему больше всего хочется спрятаться, убежать, как можно меньше контактировать с окружающими, не быть в роли пациента. Должно пройти время для того, чтобы человек принял изменившуюся ситуацию и увидел в докторах, медсёстрах, социальном работнике, музыкальном терапевте своих союзников, помощников. Терапевтические отношения с таким пациентом могут постепенно сложиться в последующие дни и недели, а могут не сложиться вовсе.

Что делать? Во-первых, ни в коем случае не принимать этот отказ и это раздражение на свой счёт. Отнестись к человеку с терпением и пониманием. Во-вторых, если контакта не сложилось сразу, лучше отложить начало музыкального взаимодействия до того времени, пока благополучатель адаптируется к новой для него ситуации и/или роли. Сроки этой адаптации могут сильно варьироваться, в зависимости от конкретной ситуации и особенностей личности благополучателя. Один из самых простых и действенных способов заинтересовать тревожного, робкого или недоверчивого человека музыкой – это позволить ему “подслушать” издалека музыкальное занятие с другим человеком или группой. Обязательно здоровайтесь с “неконтактным” благополучателем каждый раз, когда вы приходите, улыбайтесь ему, и, время от времени, задавайте вопросы о его любимой музыке; демонстрируйте интересный инструмент и т.п.. Дайте ему привыкнуть к вашему присутствию. Пусть музыкального взаимодействия пока и не происходит, но если вас не прогоняют, то, вероятно, у вас есть шанс постепенно выстроить с этим человеком доверительные отношения.



Ситуация вторая. Благополучатель всегда был активным участником музыкальных занятий, с нетерпением ждал вашего прихода, и вы замечали, что занятия музыкой приносят ему радость. Но сегодня вы получили мягкий (или резкий!) отказ. Почему?

Возможно, сегодня неудачный день. “Плохие” дни бывают почти у всех, и люди в социальных и медицинских учреждениях – не исключение. Дождливая погода, новый поворот в течении болезни, бессонная ночь, хроническая боль, личные неурядицы, грустные новости, просто плохое настроение – всё это может стать причиной отказа. Если вы приглашаете человека на групповое занятие, и он неожиданно отказывается, то, возможно, имеет место изменение динамики отношений в сложившейся группе, ссора, обида, неразрешённый конфликт между участниками группы.

Получив отказ, не уходите сразу. Попробуйте задержаться на несколько минут, постоять в дверях, посидеть рядом, поговорить с благополучателем, без обязательной установки на занятия музыкой. Возможно, именно ваше присутствие и личное участие помогут сейчас вашему благополучателю больше всего. Но, возможно, и обратное: ему хочется побыть одному, отдохнуть, что-то осмыслить, поспать, заняться любимым хобби. Спросите, можно ли вам зайти в следующий раз и доброжелательно попрощайтесь.

Если благополучатель отказывается идти на контакт и если это уместно и возможно, спросите у персонала, не произошло ли каких-то значимых перемен в жизни благополучателя: в течении болезни и прогнозе, в личной жизни, в отношениях с соседями по палате и т.п.. Такой разговор поможет вам разобраться, как лучше выстраивать общение с благополучателем в дальнейшем, а для персонала может стать возможностью получить от вас ценную информацию, подтверждающую их наблюдения. В некоторых, особых случаях, апатия и закрытость, эмоциональная нестабильность пациента – это первый тревожный сигнал, свидетельствующий об изменениях в ходе заболевания. Первые проявления этой нестабильности бывают едва заметными, и полученные от вас сведения могут помочь специалистам.



Посмотрите на ситуацию отказа и с другой стороны. Все мы знаем о том, как часто люди срываются не на коллег по работе, не на случайных спутников в метро, а на самых близких, родных людей, на своих домашних. Если во время предыдущих посещений у вас с благополучателем уже сложились доверительные отношения, есть вероятность, что именно вам он(а) чувствует себя в безопасности отказать, при вас расплакаться или обидеться. Подумайте: он(а) верит вам насколько, что не видит необходимости “держать лицо” перед вами, скрывать от вас свои эмоции. Если это разовый случай - проявите такт и понимание, не обижайтесь напрасно. Но, конечно же, ни в коем случае не допускайте личных оскорблений и физического насилия (даже минимального!) в свой адрес. Посоветуйтесь с cупервизором или сочувствующим сотрудником о том, как лучше быть в этой ситуации. Это очень важно, это элементарная техника безопасности!



Мне хотелось бы ещё раз повторить слова, которые уже прозвучали в начале этой главы:

Готовность и умение принять отказ благополучателя от музыкального взаимодействия – это один из самых драгоценных даров, который волонтёр может принести этому благополучателю.

В реальности сиротских учреждений, домов престарелых, больниц и “тяжёлых” диагнозов человек почти неизбежно оказывается объективизирован, лишён выбора, личной, активной роли. Он потребляет ту пищу, которую ему дадут, в “положенное” время; он просыпается и засыпает по общему расписанию; он не выбирает обстановку комнаты или палаты, одежду или людей, с которыми ему приходится взаимодействовать каждый день. Даже тело его больше не принадлежит ему полностью: иглы и трубки вторгаются в пространство тела, в него вводят необходимые лекарства по заранее заданному расписанию, с ним проделывают предписанные специалистами процедуры, его одевают, раздевают, обмывают чужие руки. Из человека со свободной волей он превращается в пациента, т.е. “страдающего”, “терпящего”. Он лишается индивидуальности – личной, профессиональной, социальной, этнической, культурной. Любая возможность выбора для человека в такой ситуации – это спасительная соломинка, ниточка к здоровой, цельной личности, шанс не сломаться. Именно поэтому так важно, чтобы благополучатель мог отказаться от музыкального взаимодействия с вами, без опасения разрушить сложившиеся отношения. Ведь, вне зависимости от причин, право на отказ – это, в большой степени, возможность для человека почувствовать себя в активной роли, возможность контролировать ситуацию, выбирать, возможность вновь (или впервые!) перейти из объектной, страдательной роли в субъектную, действующую, возможность менять свою жизнь в реальном времени и получать обратную связь.


Очень важно помнить: не стоит воспринимать отказ как окончательный, раз и навсегда, разрыв отношений. При следующем посещении обязательно загляните к тому человеку, который вам отказал, поприветствуйте его, спросите, как он себя чувствует, как дела. Во время этого разговора обратите внимание на язык его тела, мимику, направление взгляда, тон речи: они подскажут вам, как изменилось состояние благополучателя за прошедшее время. Если речь у благополучателя отсутствует, посоветуйтесь с сотрудниками (нянечкой, медсестрой, психологом, воспитателем), спросите, как чувствует себя человек, с которым вы работаете, изменилось ли его состояние с прошлого вашего посещения.

Скорее всего, вам без проблем удастся вновь наладить контакт с благополучателем, и совместные музыкальные занятия будут продолжаться. Не пытайтесь выяснить, что именно стало причиной отказа от занятий в прошлом. Если благополучатель решит, что вам необходимо об этом знать, он сам всё расскажет. Это его выбор.



Упражнение №6:
“СПАСИБО, НЕТ” (2)
Теперь, когда вы дочитали главу до конца, снова выполните упражнение №. Изменились ли ваши ответы на вопросы?

Не отчаивайтесь, если вы ничего не можете сделать со своими эмоциями и по-прежнему принимаете отказ близко к сердцу: со временем и с практикой вам, скорее всего, удастся перестроиться. Если это всё же становится проблемой, то имеет смысл обсудить эту ситуацию с супервизором (ментором).





ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ--> Завершение отношений