Опасные темы



Один из способов сохранять границы (а, значит, и здоровые отношения) при терапевтическом использовании музыки – это тщательно выбирать темы разговора с благополучателем, избегая тех, которые могут спровоцировать слишком резкую негативную реакцию, нездоровую концентрацию на определённом предмете разговора, непродуктивные для музыкального занятия виды коммуникации (навязчивые жалобы, споры, непрерываемые монологи и т.п.), или конфликты между участниками группы или между благополучаетелем и волонтёром.

Как узнать, какие темы лучше не затрагивать? Конечно, многое зависит от личных особенностей участников общения, и обобщения здесь нужно проводить осторожно. Что-то подскажет вам интуиция, о чем-то вы догадаетесь из контекста своей работы, наблюдений за динамикой отношений между подопечными и персоналом. Правила светского этикета и правила практикующего терапевта предписывают не начинать разговоров на такие “опасные темы”, как религия, политика, секс, деньги (материальное благополучие) и национальность. Табуированность этих тем связана с их живой актуальностью, насущностью для большинства людей и с повышенной эмоциональностью и уязвимостью, которая сопровождает их обсуждение. Коснувшись любой из этих тем, слишком легко ненароком ранить другого человека, наступить ему на больную мозоль, отпугнуть или отвратить от себя, если ваши взгляды в чем-то не совпадают. Разумеется, никакой магии здесь нет, и этими пятью темами запретный список не ограничивается. Так, в детском доме “взрывной” темой может стать тема усыновления и семьи, в целом. Вывод прост: волонтёр должен быть внимателен к тому, с кем и о чём он говорит.

Но что делать, если благополучатель заводит разговор на опасные темы? Конечно, вы не можете запретить ему говорить о том, о чём ему хочется говорить. Здесь важно понять мотивацию, которая стоит за его словами.

Ему действительно сейчас нужно обсудить эту проблему? Если это так, спросите себя, готовы ли вы к такому разговору, сможете ли удержать (“контейнировать”) эмоции, которые могут возникнуть, не помешает ли этот разговор другим участникам музыкального занятия. Если ответ отрицательный, честно и дружелюбно скажите человеку, что вы не можете сейчас об этом говорить. Если вы думаете, что польза от такого разговора перевесит вероятный риск, то выслушайте начавшего разговор и ответьте сдержанно и разумно. Но обязательно помните, что психологическая безопасность благополучателя становится, в этом случае, вашей ответственностью. Если вы не справляетесь с ситуацией, вы должны обратиться к помощи специалиста.

Бывают и случаи, когда участник музыкальных занятий намеренно поднимает запретные темы для того, чтобы вызвать негативную реакцию у волонтёра или других участников группы, утверждаясь или самовыражаясь таким образом. Соблюсти полный “нейтралитет” в таком случае у вас навряд ли получится, но можно не поддерживать тему и мягко перенаправить общение в более безопасное русло. Если эта ситуация регулярно повторяется, то стоит продумать возможность исключения “провокатора” из музыкальной группы, как минимум, на некоторое время. Такое решение, однако, нужно принимать, лишь посоветовавшись с персоналом учреждения – теми людьми, которые работают с этим человеком постоянно и могут подсказать выход из сложившейся ситуации.





ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ--> Спасибо, нет