Выстраивание отношений


В доказательной, подтверждённой научными исследованиями музыкальной терапии, музыка действует не сама по себе, а в рамках терапевтических отношений, которые складываются между музыкальным терапевтом и его клиентами. Терапевт создаёт безопасную, доверительную атмосферу, помогает клиенту работать над его уникальными потребностями, подбирает музыку и, при необходимости, видоизменяет её в реальном времени, подстраиваясь под состояние и настроение клиента. Именно это делает музыкальную терапию гибким и эффективным средством в работе с самыми разными группами населения.

В теории, всё это звучит очень правильно и красиво, но реальность для большинства музыкантов-волонтёров оказывается иной. Волнение, страх сделать что-то не то, приступы тревожности перед посещением интерната или больницы, чувство неловкости борются в душе волонтёра с искренним желанием помочь, утешить, принести радость. Часто у волонтёра нет ни специальных знаний, которыми обладает профессионал, ни необходимого опыта – только добрые намерения. И их оказывается недостаточно. Правда же?

“Каждый раз, когда я встречаюсь с клиентом в первый раз, моё сердце бьётся быстрее. Я взволнована, я нервничаю. Это всегда новый опыт, новое знакомство, новая динамика. Музыка постоянно изменяется; мы сотворим вместе что-то новое; мы найдём музыку настоящего момента.

Кто этот человек? Чему я научусь в этот раз? Это новое дело для нас обоих. Как мне начать?”
(1)

Эти слова принадлежат музыкальному терапевту с многолетним стажем; человеку, основавшему кафедру музыкальной терапии в колледже Беркли, США, двадцать лет назад и заведующему этой кафедрой все эти годы, доктору наук Сьюзан Хансер.

А вот слова другой знаковой фигуры мирового музыкотерапевтического движения, доктора Дефории Лейн:

“Это настоящие люди, с настоящими именами, раздавленные своей БОЛЬЮ (заглавными буквами), рупор Господа, или несчастного случая, или простой случайности. <…> И я, извне, со своими песнями и танцами. Перед лицом этой боли я часто чувствую себя так неадекватно. Перед лицом такого страдания, чем может помочь, скажем, мой тамбурин? Как звучат песни “Up Where We Belong” или “Jesus Loves Me” в вакууме страха? Какое музыкальный джем-сейшн имею я право устроить в комнате, наполненной открытками с соболезнованиями?”(2)

Мне очень хорошо знакомы эти чувства и мысли. Я готова подписаться под этими словами. Не секрет, что даже после четырех с половиной лет обучения, многих месяцев практики, более тысячи часов работы в интернатуре и сертификационного государственного экзамена (3), многие профессиональные музыкальные терапевты испытывают волнение перед встречей с новым клиентом, началом новых терапевтических отношений. Эти чувства – свидетельство неравнодушия, ответственного отношения к выполняемой работе, искренней заботы о благополучии человека, с которым встречается терапевт.

Хуже, когда это волнение парализует, происходит от неуверенности в себе, плохой подготовки. В этом случае, все мысли и ощущения музыканта фокусируются не на благополучателе, а на нём самом; он беспокоится о том, как его действия выглядят со стороны, очень боится забыть аккорды и слова, сделать или сказать что-то “не то”… На выстраивание отношений в такой ситуации просто не остаётся внутреннего ресурса.

Однако этой ситуации вполне возможно избежать, если иметь в виду несколько простых правил. Давайте рассмотрим основные элементы формирования искренних, эффективных отношений между музыкантом-волонтёром и благополучателем, начиная с первой их встречи.


1) Формирование взаимоотношений с благополучателем начинается уже с вашего внутреннего настроя: с неравнодушного внимания к благополучателю, с отношения без предвзятости и определённых ожиданий (например: “все аутисты любят диссонансы”, “всем старикам нравятся военные песни”, “люди с ДЦП всегда имеют задержки в умственном развитии” и т.п.). Важно, чтобы жалость не становилась доминирующей, движущей эмоцией для волонтёра: это не принесёт пользы благополучателю.

2) Не фокусируйтесь на особенностях, ограничениях, диагнозе благополучателя. Но и не забывайте о них совсем, чтобы не навредить случайно. Ищите способности, возможности – реальные и потенциальные – человека, когда встречаетесь с ним в первый раз. Что он(а) умеет? Сесть в постели, улыбнуться в ответ на вашу улыбку, удержать лёгкий шейкер в руке, вспомнить любимую частушку, поделиться музыкальным инструментом с соседом? Замечательно! Вот и начало совместного музицирования, а с ним – и начало формирования отношений.

3) Часто благополучатель, особенно живущий долгое время в состоянии эмоциональной депривации, устраивает при первой встрече так называмую “проверку границ” дозволенного. Это может выражаться в отказе разговаривать с вами, в шейкере, летящем в угол комнаты, в обидных словах, и даже щипках и плевках в вашу сторону. Не отчаивайтесь и не осуждайте, но сразу же чётко обозначьте границы и объясните, что благополучатель не может причинять вред вам, инструментам, другим участникам или себе самому во время музыкального занятия.

Используйте лёгкие, прочные инструменты, будьте начеку на случай возможной физической агрессии: постарайтесь организовать первые взаимодействия так, чтобы благополучателю было как можно больше разрешено, чтобы для него было как можно меньше ограничений, чтобы ему просто и интересно было бы пробовать новое, чтобы заинтересовать его тем, что вы делаете. Не пытайтесь достигнуть видимых результатов с первых же занятий (освоить текст песни, обсудить глубокие эмоциональные переживания благополучателя, научить человека играть на инструменте и т.п.): ваша главная задача сейчас – установить контакт и заслужить доверие благополучателя. Без этого невозможно эффективное терапевтическое использование музыки.

4) В начале знакомства не выкладывайте весь свой музыкальный арсенал. Продолжительность вашей первой встречи может быть совсем небольшой – одна-две песни, просто знакомство и обмен несколькими фразами. В доступной для благополучателя форме, расскажите о себе, о том, для чего вы пришли. Спросите, какую музыку он(а) любит, откуда он(а) родом, или просто помузицируйте вместе и посмотрите на реакцию человека.

От вас сейчас не требуется идеального плана занятий. Формат ваших встреч с благополучателем или группой сложится постепенно, по мере возрастания доверия друг к друг, обмена мыслями и эмоциями, погружения в музыкальное общение.

5) Наблюдайте! За то небольшое время, пока вы будете общаться, узнайте как можно больше о благополучателе, его предпочтениях, способностях. Предложите разные виды музыкального взаимодействия, обсудите или опробуйте разные стили музыки. Продемонстрируйте разные музыкальные инструменты и посмотрите на реакцию. Послушайте, как он(а) дышит. Посмотрите, как двигаются руки, какого размера шаги. Обратите внимание на выражение лица, на непроизвольные движения тела. Постарайтесь понять, в каких отношениях друг с другом участники группы. Это поможет вам лучше почувствовать индивидуальность каждого благополучателяи и облегчит формирование отношений.

6) Прекрасные новости: музыканту-волонтёру бывает проще, чем другим волонтёрам, установить контакт с благополучателем, и всё дело здесь в магии музыки! Впрочем, магия эта уже достаточно хорошо объяснена научными исследованиями. В частности, “виноваты” здесь гормоны. Когда человек слушает свою любимую музыку в одиночестве, в его организме вырабатывается “гормон счастья” дофамин; когда же люди слушают музыку вместе, начинает вырабатываться пролактин, отвечающий за формирование эмоциональных связей между людьми. Если же люди поют вместе, к “гормональному букету” добавляется окситоцин, который снижает тревогу и повышает доверие к тем, кто находится рядом (4). Таким образом, общий музыкальный опыт, объединяющий людей, создает идеальные условия для формирования доверительных, искренних отношений.


8) Ни в коем случае не ищите возможности самореализации, самовыражения, психоэмоциональной поддержки для себя во взаимоотношениях с благополучателем. Помните, при терапевтическом использовании музыки, вы выстраиваете не личные отношения, а отношения рабочие, помогающие, служащие целям благополучателя. В них вы отдаёте от избытка, а не получаете бартером (5). Это не значит, конечно, что эти отношения не принесут вам радости, позитивных эмоций и удивительных открытий!



(1) [Hanser, 1999], стр.55
(2) [Lane, 1995], стр.194
(3) Это требования к минимальному уровню профессионального образования музыкального терапевта в США, см. CBMT
(4) Подробнее об этом можно прочитать в научно-популярной книге Даниила Левитин “This is you brain on music” и других источниках.
(5) См. главу “О морских звёздах и солнечных лучах"



ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ--> Памятка-подсказка “15 способов наладить музыкальный контакт с благополучателем”