Индивидуальные и групповые занятия



Музыкальные занятия могут проходить в индивидуальном порядке, один на один, либо в группах – больших или малых. У обеих форм работы есть свои преимущества, как для благополучателя, так, нередко, и для самого музыканта-волонтёра. Например, в индивидуальном взаимодействии участник получает безраздельное внимание волонтёра, но не испытывает позитивного, структурированного музыкой опыта социализации в группе. Какой-то волонтёр, в силу его природного склада и предпочтений в общении, может чувствовать себя крайне неловко в прямом, один на один, контакте с благополучателем, а другой легко идёт на индивидуальный контакт, но теряется, оказавшись в позиции ведущего группы.


Если же у вас нет однозначного предпочтения индивидуальной или групповой работы, перед вами, как правило, встаёт выбор: как лучше структурировать занятия?


Во время индивидуальных занятий музыкант-волонтёр работает с благополучателем на более короткой дистанции, между ними возникают очень близкие, доверительные отношения. Индивидуальные занятия позволяют полностью сконцентрироваться на работе над целями и потребностями благополучателя, его уникальных музыкальных предпочтениях. Индивидуальные занятия полезны для диагностики, первичного знакомства с благополучателем. Эта форма работы может оказаться единственно возможной для участников с недостаточно развитыми социальными навыками, повышенной чувствительностью, затруднённой коммуникацией или значительными физическими ограничениями – по крайней мере, на начальном этапе. Структура индивидуального занятия может быть максимально гибкой; клиническая импровизация становится немедленно отзывчивой, подвижной средой терапевтического взаимодействия.


Участники групповых занятий не просто находятся вместе в одном пространстве, поют и играют вместе на музыкальных инструментах. Музыка вызывает глубокие эмоциональные переживания, неожиданные совпадения и отторжения, взаимодействия между участниками группы. Ведущий и участники влияют друг на друга, меняются в процессе совместного музицирования. Участники группы учатся ждать своей очереди, делиться, проявлять эмпатию и вежливость, прислушиваться к мнению собеседника, терпимо относиться к выбору другого человека. Совместное музицирование объединяет людей, позволяет узнать друг друга с новой стороны, создаёт основу для дальнейшего позитивного социального взаимодействия. От состава группы, количества человек в ней, их личных особенностей, потребностей, музыкальных способностей и социальных качеств зависит, в конечном итоге, течение и результат терапевтической работы. Основная сложность работы с группой для музыканта-волонтёра заключается в необходимости одновременно учитывать музыкальные предпочтения, особенности, способности, потребности и цели всех участников группы, делить своё внимание между ними и направлять общий процесс, объединяя и балансируя индивидуальные потоки энергий.


Группы могут быть



Если у вас есть возможность самостоятельно определять состав группы, необходимо обратить внимание на следующие факторы, о которых пишет музыкальный терапевт Карен Гудман в своей книге “Музыкотерапевтические группы с детьми, имеющими особые потребности” (1) :

1) уровень развития потенциальных участников (психологический возраст),
2) музыкальность (мотивирует ли их музыка?),
3) сенсорные особенности (например, сниженный слух или гиперчувствительность к звуку),
4) практические соображения для данного учреждения.


Часто группы складываются спонтанно, как бы сами собой: музыкант-волонтёр входит в палату, где проживает два, шесть, шестнадцать человек – и это та группа, с которой ему придётся работать. Или, например, начинается музыкальное занятие в холле больницы – и вот на звук приходят дети и взрослые самых разных возрастов, и все они готовы заниматься с вами музыкой.


Что делать, если потребности, способности к самовыражению и терапевтические цели участников вашей группы сильно разнятся между собой? Подвижная, с элементами импровизации, музыкальная среда позволяет ведущему одновременно работать с разными терапевтическими задачами.

Например, участнику, которому нужно работать над осуществлением выбора, можно предложить выбрать, какую песню (из двух знакомых песен) будет исполнять вся группа. “Вот две карточки с картинками: “Я на солнышке лежу” и “Чунга-чанга”. Маша, какую песню мы будем петь: “Я на солнышке лежу”? Точно? Давай ещё раз. Хорошо, мы поём “Я на солнышке лежу”. Помните, как мы показываем солнышко? Вот так, правильно! Начинаем, не забывайте подпевать и показывать всё, что происходит в песне”. После этого вербальные участники могут подпевать и показывать происходящее в песне жестами, а невербальные – “петь” жестами и, возможно, как-то по-своему звучать. Один из помощников ведущего может помогать “танцевать” под музыку участнику, который учится ходить. Другой – держать на руках и раскачиваться в ритм с участником, для которого участие в группе – пока ещё стресс.


Если же цели участников очень сильно отличаются друг от друга, можно добавить в программу специальные упражнения, направленные на работу с их уникальными целями, при этом продумав, как включить в процесс и других участников группы.

Например, одной из маленьких участниц группы нужно отрабатывать шаг боком – это поможет ей самостоятельно ходить в будущем. Поэтому мы водим хоровод в умеренном темпе. Ассистент отбивает ритм на барабане: исследования и практика неврологической музыкально терапии показывают, что внешняя ритмическая аудиторная стимуляция “включает” внутренний ритм слушателя, позволяя эффективнее работать мотонейронным сетям, а, значит, двигаться будет легче и движения будут плавнее. Во время движения хоровода вся группа поёт песню о сборе яблок: сейчас осень, и мы “проходим” тему урожая, рассуждаем об овощах и фруктах, о том, откуда берётся еда на столе.



Конечно, иногда (и очень часто!) потребности в любом взаимодействии с волонтёрами так велики, что выбора, фактически, не остаётся: тогда в музыкальном занятии участвуют, по умолчанию, “все ходячие” или “вся палата” (в которой может быть от двух-трёх до двадцати человек!). Эти группы могут оказаться слишком большими и/или разнородными для того, чтобы ведущий мог полноценно работать с целями каждого из участников и даже просто взаимодействовать с каждым. В этом случае, конечно же, совершенно необходимо пользоваться любой доступной помощью: коллеги-волонтёры (пусть не музыканты), воспитатели, нянечки, медсёстры, готовые помочь вам в проведении такой группы – это ваш золотой ресурс. Немного подробнее мы поговорим об этом в главе “В одной лодке: Отношения с персоналом и администрацией”.



(1) Karen D. Goodman “Music Therapy Groupwork with Special Needs Children. The Evolving Process” (2007)


ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ--> Выстраивание отношений