Выступление или взаимодействие?



Итак, прежде чем обратиться к администрации учреждения с предложением волонтёрских услуг, вам нужно решить для себя, в какой форме будет осуществляться ваша деятельность. Давайте вернёмся к тому определению музыкального волонтёрства, которое мы приняли за основу наших рассуждений в начале книги:

Музыкальное волонтёрствоэто вид социального служения граждан, в основе которого лежит использование музыкального воздействия и взаимодействия в добровольной, бескорыстной, социально значимой деятельности. Музыкант-волонтёр способствует реализации человеческих прав и потребностей благополучателя, решению социальных, культурных, экономических, экологических проблем, построению гуманного и справедливого общества.


Музыкальное волонтёрство может быть разным, в зависимости от навыков, опыта, временных ресурсов и личности волонтёра. Кто-то выступает в составе ансамбля классической музыки в хосписе, кто-то организует благотворительный концерт в поддержку экологической инициативы, кто-то отчисляет процент с продаж своих дисков в фонд поддержки больных, кто-то, под аккомпанемент аккордеона, поёт песни военного времени со стариками, кто-то учит играть на гитаре ребят – выпускников детского дома…

Как я уже говорила, информация в этой книге обращена, в первую очередь, к тем волонтёрам, которые ориентированы на непосредственное общение с благополучателями в музыкальном контексте того или иного рода: совместное музицирование, танцы, обсуждение музыки, музыкальные уроки, концерты “по заявкам”, музыкальные представления и т.п.. Конечно же, это ни в коем случае не значит, что другие виды волонтёрства “второстепенны” или не имеют права на существование! Но непосредственное взаимодействие волонтёра и благополучателя имеет свои уникальные особенности и поэтому незаменимо.

Давайте, для примера, сравним, чем отличается праздничный концерт в детском доме от появления в нём музыкантов-волонтёров, настроенных на активное взаимодействие с детьми.


1) Концерт подразумевает наличие сцены, а значит – видимой или невидимой границы между "исполнителями" и "зрителями". Программа концерта подготовлена заранее, отрепетирована музыкантами до совершенства, отступления от неё если и возможны, то минимальны и, как правило, продуманы заранее. Роль слушателей, как правило пассивна: от них требуется просто сидеть спокойно и слушать то, что предлагают со сцены музыканты. Если в концерте и предусмотрены интерактивные блоки, то им отведено строго определенное (небольшое) время и заданы тематические рамки: зрители могут ответить на вопрос, заданный со сцены, пропеть повторяющийся куплет в конце песни, встать в хоровод в нужное время. Однако программа выстроена так, что общее течение и настроение концерта, в целом, не изменятся в зависимости от участия или неучастия слушателей.

Если же музыканты изначально настроены не на изложение заданной программы, а на взаимодействие с людьми, то содержание и продолжительность музыкального занятия будет напрямую зависеть от настроения, степени вовлечённости, реакции участников занятия на предложенную программу. Можно сделать небольшую паузу, сменить динамику занятия, углубиться, при необходимости, в какую-то тему – и всё это без ущерба (а часто и с большой пользой) для благополучателя. Во время такого музыкального занятия приоритетом становится взаимодействие – личный, человеческий контакт волонтёра и благополучателя. Именно личного внимания, искреннего участия другого человеческого существа обычно не хватает тем, кто проживает, постоянно или временно, в сиротских учреждениях, интернатах, домах престарелых, или находится в больнице.


2) Во время концерта, особенно если речь идёт о классической музыке, у слушателей есть возможность услышать идеальное, “как на диске”, исполнение музыкальных произведений, погрузиться в поток музыки, не отвлекаясь на другие стимулы, пережить глубоко личные эмоции. Разумеется, репертуар и продолжительность концерта при этом должны соответствовать психологическому возрасту и состоянию здоровья слушателя.

Активное музыкальное взаимодействие заведомо “несовершенно”, как и любая импровизация. Оно отзывается на настроение и индивидуальные особенности слушателей, в нём могут возникать паузы, повторы, не запланированные заранее песни и темы. В этом случае музыканты подбирают “на ходу” аккорды, вспоминают слова, задают участникам занятия вопросы и получают ответы – всё это далеко от идеально отточенных концертных номеров. Тем не менее, это несовершенство (конечно, если только это не полное отсуствие музыкальности!) не вредит участникам занятия, а, напротив, сокращает кажущуюся дистанцию между музыкантом и аудиторией, помещает их в единое пространство, в котором происходит взаимодействие, общение посредством музыки.


3) Концерт – это разовое мероприятие. Его с нетерпением ждут, предвкушают, часто оно оставляет яркий эмоциональный след (иногда положительный, иногда не очень). Посещения же музыкантов-волонтёров, как правило, достаточно регулярны. Вне зависимости от того, приходят ли они в детский дом два раза в неделю или раз в месяц, между ними и благополучателями постепенно складываются искренние, доверительные отношения. Дети живут ожиданием новой встречи, узнают “своих” музыкантов в лицо или по голосу, радуются знакомым песням. Волонтёры, в свою очередь, узнают характер и предпочтения детей, их потребности, и соответственно планируют музыкальные занятия. Самым же важным и драгоценным результатом этого общения становится человеческий контакт, личное взаимодействие ребёнка и волонтёра.

4) Содержание концерта, его материал, в ситуации социальных учреждений-интернатов, нередко являются или совершенно новыми или минимально знакомыми слушателям. Казалось бы, естественно предположить, что дети в возрасте 4-10 лет, например, знают и любят песни из советских детских мультфильмов про Чебурашку, облака и улыбку. Тем не менее, реальность детских домов такова, что дети, и, в особенности, дети с серьёзными нарушениями развития, чаще слушают “Русское Радио”, которое звучит фоном в комнате, чем смотрят мультфильмы и поют детские песни, и поэтому “известные всем” детские песни им оказываются незнакомы или знакомы вне контекста трогательных, поучительных и забавных историй “Союзмультфильма”. Если же программа концерта оригинальна, то материал окажется совершенно новым для слушателей. В главе “Какую музыку выбрать?” мы будем подробнее говорить о том, как по-разному знакомая и не знакомая музыка воздействует на человека.


5) Важным преимуществом концерта является возможность участия в нём, в качестве слушателей, большого количества людей: в зале может одновременно присутствовать несколько десятков и даже сотен человек! Однако же на концерте могут присутствовать не все: кто-то издаёт слишком громкие звуки и мешает другим зрителям, кому-то трудно перемещаться – у нянечек просто физически не хватает на всех рук! Но даже человек, который не встаёт с постели или не может удержаться от стереотипических движений, может участвовать в музыкальном взаимодействии наравне с другими. При этом во внимание будут приняты его индивидуальные вкусы и особенности, возможности, страхи, предпочтения и потребности. В силу внимания к особенностям каждого участника, музыкальное взаимодействие осуществимо лишь в сравнительно небольших группах и в индивидуальном контакте. Подробнее об индивидуальных и групповых занятиях мы поговорим в главе “Индивидуальные и групповые занятия”.


Итак, мы видим, что концертное выступление в социальном или медицинском учреждении и музыкальное взаимодействие волонтёров с благополучателями принципиально отличаются друг от друга. Фактически, они выполняют разные функции. Концерт позволяет слушателям испытать яркие эмоциональные переживания в контексте музыкальной культуры. Исполнительское мастерство артистов, разумно и интересно выстроенная программа играют первоочередное значение для успеха концерта в социальном учреждении. На концерте может присутствовать большое количество слушателей – это большой плюс в ситуации ограниченности “музыкального ресурса”. Музыкальное же занятие, в рамках которого музыкант-ведущий активно взаимодействует с участниками, служит, в первую очередь, целям социализации, общения, психоэмоциональной поддержки, иногда – академическим и другим целям (в зависимости от потребностей и личных особенностей участников занятия). Музыкальное взаимодействие обретает наибольшую ценность в ситуации, когда музыкант готов посещать интернат регулярно, постепенно формируя с участниками занятий доверительные отношения.

И выступление, и проведение интерактивных занятий требуют высокого уровня мастерства и большой самоотдачи от музыкантов, но усилия их будут сосредоточены на разных аспектах работы. Музыкальное выступление и музыкальное взаимодействие не взаимозаменяемы, так как преследуют разные цели. Но, при грамотном планировании, они могут удачно дополнять друг друга.



ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ--> Диагностика. Постановка целей. Оценка прогресса