Необходимые качества музыканта-волонтёра



Прежде, чем начать эту важную главу, хочу заметить, что я больше работаю со студентам, приобретающими профессию “музыкальный терапевт”, чем с музыкантами-волонтёрами, и, неизбежно, мой взгляд на необходимые качества музыканта-волонтёра будет иметь в своей основе именно систему профессиональной музыкальной терапии(1). И всё же я надеюсь, что то, чему я научилась у российских музыкальных волонтёров за время нашей совместной работы, поможет мне лучше адаптировать академический материал к реалиям музыкального волонтёрства в России.

Как музыкальный терапевт – это одновременно и на 100%, и музыкант, и терапевт, так и музыкант-волонтёр – это одновременно и музыкант, и волонтёр. Музыка, в данном случае, - это та среда, тот медиум, тот “инструмент”, посредством которого осуществляется волонтёрская деятельность. Музыка перестаёт быть способом самовыражения волонтёра, её исключительная цель – служить потребностям (эмоциональным, физическим, коммуникативным, социальным, когнитивным, духовным (2)) благополучателя.

Как мы уже говорили, музыкальное добровольчество может осуществляться в самых разных формах. Ансамбль классической музыки, играющий в холле хосписа; популярные артисты, безвозмездно выступающие на благотворительном вечере; авторы-исполнители, поющие и обсуждающие свои песни с подростками в воспитательной колонии; музыканты-любители, поющие военные песни и частушки под аккомпанимент баяна в доме-пансионате для пожилых; не считающие себя всерьёз музыкантами волонтёры, поющие смешные песенки для детей в детском доме, – вот лишь несколько примеров музыкальной волонтёрской деятельности. Рассуждая о необходимых качествах музыканта-волонтёра, я прежде всего буду иметь в виду музицирование интерактивное, основанное на личностно значимом, человеческом контакте с благополучателем – т.е. максимально приближенное к применению музыки в музыкальной терапии.


1) Музыкальные навыки

Не каждый хороший музыкант может быть хорошим волонтёром. Не каждый волонтёр обязан быть профессиональным музыкантом. Но важно помнить и о том, что эффективность работы музыканта-волонтёра часто напрямую зависит от тех музыкальных навыков, которыми он(а) обладает.

Меня часто спрашивают, какие музыкальные инструменты волонтёру необходимо освоить в первую очередь. Профессиональный музыкальный терапевт, как правило (3), хорошо владеет вокальной техникой, умеет играть на гитаре, фортепиано, ручных барабанах и перкуссии, умеет импровизировать в разных музыкальных стилях и жанрах, имеет представление об истории и теории музыки. Нередко музыкальный терапевт также умеет играть на других инструментах (флейта, арфа, виолончель, кларнет и т.п.), обладает навыками дирижирования и аранжировки, знает, как писать несложные песни. Конечно же, это навыки профессионального уровня, и предъявлять такие требования к музыканту-волонтёру было бы, по меньшей мере, несправедливо. Тем не менее, можно иметь эти требования в виду как некий ориентир развития, как направление роста. Что же касается необходимых умений музыканта-волонтёра, то их набор, конечно же, во многом зависит от конкретного вида волонтёрской деятельности, осуществляемой человеком. В последующих разделах этой книги мы поговорим о применении музыки в работе с разными социокультурными группами благополучателей, о наиболее “подходящих” жанрах, инструментах и о структурировании музыкального взаимодействия в разных ситуациях.

Так, например, для работы в доме-пансионате для пожилых, в большинстве случаев, лучше подойдёт аккордеон, а для работы с подростками в интернате – гитара. Причём для того, чтобы музыкальное взаимодействие было эффективным, уровень владения этими инструментами должен быть достаточно высоким: если вы будете тревожно смотреть на гриф в поисках до мажора, силясь при этом вспомнить слова песни, вы утратите самую суть волонтёрской работы с людьми – человеческий контакт, общение посредством музыки. Именно на этот человеческий контакт должна уходить львиная доля вашего внимания, ваша “производственная мощность” во время волонтёрства.


Вы умеете играть на гитаре, но пока не очень хорошо? Освойте 5-7 очень простых песен на двух-трёх аккордах (большая часть поп-, рок-, детской и “застольной” музыки построена на скромной гармонической основе), выучите их действительно хорошо и работайте с ними некоторое время, пока не почувствуете, что готовы к новым горизонтам (песням). Импровизация на двух аккордах тоже вполне возможна: она предсказуема, а, значит, психологически безопасна для участников, и может стать прекрасным пространством для общения волонтёра с благополучателем. Главное – довести воспроизведение этих двух аккордов до автоматизма, чтобы не приходилось отвлекаться на “техническую часть”.

Вы совсем не умеете играть на гитаре? Я очень рекомендую вам научиться. Вам не понадобится дорогая гитара, годы работы над правильной техникой звукоизвлечения, ежедневные многочасовые занятия, даже профессиональный учитель-гитарист: речь идёт о “функциональной гитаре”, ритм-гитаре, гитаре – аккомпанименте для пения или других инструментов. Вам нужно будет выучить несколько позиций (“аккордов”), два-три вида ритма (так называемые “бой”, т.е. аккорды, и “перебор”, т.е. арпеджио): при регулярных занятиях (например, с другим музыкантом-волонтёром) вы сможете освоить их за два-три месяца.

Почему именно гитара? Гитара – относительно недорогой и мобильный инструмент. С ней можно с одинаковой легкостью перемещаться по городу в общественном транспорте и по палате в отделении “Милосердия”, от одной койки к другой, её легко дезинфицировать, на ней относительно легко научиться играть даже взрослому человеку с несовершенным слухом, громкость её звучания легко подстроить под окружающую обстановку, для большинства людей гитара ассоциируется с музицированием в компании – а значит, наличие гитары у вас в руках сразу располагает к музыкальному общению с вами… Я уверена, что этот список вы можете продолжить сами. Я могу только сказать, что, несмотря на то, что фортепиано – это инструмент, на котором я играю с детства, и которым я владею значительно лучше, чем гитарой, - на практике, в музыкальной терапии, я пользуюсь фортепиано крайне редко: только в 3-5% случаев. Происходит это как потому, что фортепиано редко бывает доступно, так и потому, что гитара позволяет мне работать с пациентом на гораздо более близкой дистанции. Мне не раз доводилось видеть и то, как студенты – музыкальные терапевты, никогда не игравшие на гитаре, осваивали “функциональную гитару” за полтора-два года в совершенстве. Уверена, что и у вас это получится!

Вне зависимости от того, играете вы на гитаре или нет, я очень рекомендую научиться уверенно использовать свой голос. Голос – естественный, очень личный и неповторимый музыкальный инструмент, который всегда с вами. Пойте как можно больше, в компании и сольно, с аккомпаниментом и а капелла, в любых жанрах и на любых языках – осваивайте свой природный инструмент, почувствуйте его уникальность и силу. Конечно, очень важно стараться усовершенствовать вокальную интонацию (“попадать в ноты”). Если вы знаете, что у вас с этим проблемы, не переставайте петь, а лучше постарайтесь найти учителя вокала и возьмите несколько уроков. Если это невозможно, занимайтесь самостоятельно: пойте одни и те же песни, постепенно совершенствуя их, и обязательно записывайте своё пение, слушайте, а потом ищите и исправляйте ошибки – такая обратная связь очень помогает. Даже если вы не играете на музыкальных инструментах, уверенное владение голосом может стать хорошей основой для добровольческой музыкальной работы с людьми с учреждениях социальной защиты (помните: музыка – это не самоцель, а та среда, в которой происходт ваш человеческий контакт с благополучателем).

Чувство ритма – ещё один важный музыкальный навык для музыканта-волонтёра. Как и вокальную интонацию, его можно развить регулярной практикой. Ритм – важный элемент терапевтического музыкального общения. Люди с повреждениями и патологиями коры головного мозга (в результате травм, болезни, врождённых состояний) не всегда способны воспринимать мелодию, гармонию и текст, но практически всегда отзываются на ритм. Связано это с тем, что ритм воспринимается “нижней” (стоволовой) частью головного мозга: той, которая отвечает за такие жизненно важные процессы как дыхание и cердцебиение. Мы воспринимаем ритм непроизвольно, на физиологическом уровне. Именно поэтому музыка с хорошо выраженным ритмом так эффективна при работе с людьми, страдающими когнитивными и неврологическими нарушениями. В разделе “Выбор музыкальных инструментов” мы поговорим подробнее о том, как подобрать барабаны и перкуссионные инструменты для работы с разными группами благополучателей.


Итак, владение голосом, чувство ритма и базовое умение играть на гитаре – это основные музыкальные навыки, которыми стоит овладеть тому, что хочет применять музыку в рамках интерактивной волонтёрской работы с людьми в медицинских и социальных учреждениях. Разумеется, это очень общие рекомендации: каждый музыкант-волонтёр обладает уникальным набором умений и талантов, и любые другие имеющиеся у вас музыкальные навыки можно и нужно использовать в добровольческой работе.


2) Ответственность и организованность

Музыканту-волонтёру очень важно избавиться от понимания добровольческой деятельности как деятельности необязательной, “по настроению”. Ведь, по сути, волонтёр берётся выполнять определённую работу, принимая на себя обязательства перед организаторами добровольческой деятельности, благополучателями, коллегами-волонтёрами. Тот факт, что эта работа не оплачивается, не делает эти обязательства менее значимыми. Очень важно заранее, ещё до начала работы, правильно рассчитать свои силы, соразмерить свои возможности с тем идеалом волонтёрской работы, которого вам, может быть, хотелось бы достигнуть. Например, лучше появляться в выбранном вами учреждении раз в месяц на два-три часа, полностью и с радостью посвящая себя волотёрской работе, чем приходить еженедельно на час, преодолевая усталость и думая о незавершённых делах, опаздывая, а иногда и отменяя своё посещение.

Приведу здесь слова О.В.Решетникова, специалиста по добровольческой деятельности: «Принцип добровольности не отрицает наличие определенных обязательств. Во время осуществления добровольческой деятельности необходимо учесть все обязательства, которые человек должен принять на себя для эффективного осуществления деятельности. Эти обязательства должны быть оговорены специальным договором или добровольческим контрактом и, при необходимости, могут иметь юридическую силу. К таким обязательствам относятся:

Организованность – это качество, которое проявляется в умении человека сбалансировать своё рабочее время и упорядочить материальные ресурсы, составить план действий и следовать ему для достижения желаемого результата. Для волонтёра важна как личная организованность (самодисциплина, сила воли) - т.е. способность эффективно распределять своё время и силы, так и умение организовывать и упорядочивать материалы, которые могут быть полезны ему в работе (например, документы, музыкальные инструменты и другой реквизит, ноты, список контактов людей, с которыми он работает, и т.п.). Недостаток организованности может создать ощущение постоянной нехватки времени, хаоса и тревожности, и даже «неподъёмности» волонтёрских обязательств.

Не все из нас от природы обладают этим свойством, но его можно и нужно в себе развивать. Как именно? На эту тему написано множество книг, статей и блогов, существуют специальные тренинги – вам нужно лишь выбрать те, которые подойдут именно вам. А пока – лишь несколько общих советов:



Упражнение № 4
“КАК ВСЁ УСПЕТЬ?”
Найдите полчаса, которые вы сможете посвятить этому упражнению. Подумайте: каким временным ресурсом вы располагаете? Сколько времени занимает в вашей жизни работа, семья, отдых, общение в соцсетях, чтение, время в пути, молитва, хобби, храм, друзья, сон, ваши индивидуальные обязательства? Выпишите цифры на бумаге. Постарайтесь не преуменьшать и не забыть о мелких или нерегулярных делах. Отведите 5-7 часов в неделю на непредвиденные ситуации. Сколько свободного времени у вас осталось? Достаточно ли его, чтобы приготовиться к волонтёрскому визиту, доехать туда и обратно, провести необходимое время в учреждении? Эти подсчёты помогут вам понять, сколько времени вы способны регулярно посвящать добровольческой работе, не меняя радикальным образом свой образ жизни.



3) Сострадание и уважение к ближнему, желание помогать

В деле добровольчества очень важна мотивация. Мы говорили об этом достаточно подробно в главе “Несколько слов о том, как выбирать слова”. Прежде, чем начать волонтёрское служение, нужно определиться с тем, для чего вам это нужно. Если вы хотите стать добровольцем только потому, что это “модно” или “так надо”, приходите в хоспис из любопытства или из желания поднять самооценку, навряд ли этот опыт будет удовлетворительным для вас и полезным для благополучателей.

Хочется, однако, заметить, что сострадание, эмпатия, умение отдавать приоритет потребностям ближних, искренне интересоваться судьбой другого человека и желание помогать – качества не только врождённые, а приобретаемые с опытом. Опыт волонтёрства может стать важным катализатором личностного роста. И если вы готовы к изменениям, то, возможно, этот путь – для вас.


4) Психическое здоровье

“Не навреди” – одно из главных правил работы как музыкального терапевта, так и волонтёра. Волонтёр же, чьё психическое здоровье нестабильно, может навредить – и благополучателю, и самому себе, и другим волонтёрам. В зависимости от природы его недуга, волонтёр может отличаться повышенной утомляемостью, перепадами настроения, неспособностью сфокусироваться на благополучателе, вспышками агрессии, дезорганизованностью, плохой гигиеной, маниакальными идеями. К сожалению, далеко не всегда человек подозревает о своей болезни. Поэтому так важны волонтёрские организации, которые проводят тщательный отбор потенциальных кандидатов-добровольцев.

И всё же есть ситуации, когда контролируемое психическое заболевание не препятствует и даже помогает эффективной работе волонтёра. Мой дорогой учитель, Даян Остин, доктор музыкальной терапии, в книге “Теория и практика вокальной психотерапии” приводит слова К.Юнга о том, что не только открытость, знания, опыт, но и собственная боль целителя даёт ему силу исцелять других (6). Концепция “раненого целителя” хорошо известна тем, кто интересуется психологией. Я лично знаю несколько прекрасных музыкальных терапевтов с диагнозом “клиническая депрессия”, которые успешно помогают своим клиентам в самых разных сферах терапии. Более того, некоторые из них именно в процессе музыкотерапевтической работы, помощи другим находят смысл и равновесие жизни, в том числе и физические силы для дальнейшей работы. Конечно, эффективная работа возможна только тогда, когда симптоматика заболевания находится под контролем, а терапевт сам пользуется услугами психотерапевта и психофармаколога. Конечно, от этого отличаются те потенциально катастрофические ситуации, когда волонтёр пытается восполнить свои психоэмоциональные потребности (7) за счёт благополучателя.


5) Эмоциональная уравновешенность

Музыкальный волонтёр, применяющий музыку терапевтически, и особенно в интерактивном взаимодействии, часто оказывается в ситуациях, требующих “ангельского” терпения: “особые” дети, бросающиеся друг в друга музыкальными инструментами; бабушка в доме-интернате, которая выговаривает (почему-то вам) за потерянный в общей стирке платок; общение с администрацией, без восторга относящейся к приходу “людей со стороны”… Если вы, по своей природе или в силу временных обстоятельств, склонны раздражаться, расстраиваться, отчаиваться или злиться, вам придётся приложить немало усилий для того, чтобы привыкнуть к большим и малым трудностям волонтёрской работы. Впрочем, и излишняя восторженность может оказаться опасной для волонтёра: состояние постоянного эмоционального подъёма может быстро привести к истощению душевных сил. Для поддержания эмоциональной уравновешенности волонтёру важно не пренебрегать отдыхом и разумной заботой о себе.

6) Терпение

Это качество тесно связано с эмоциональной уравновешенностью и очень поможет вам в волонтёрской деятельности. Трудные и неожиданные ситуации будут возникать в вашей работе регулярно: от того, что дети в сиротских учреждениях имеют полное право на ваше сострадание, они не перестают делать вещи, которые могут вывести вас из себя. Могут потребоваться долгие месяцы или годы для того, чтобы наступили те изменения, на которые вы надеетесь, начиная работу с ребёнком. Есть вероятность, что вы будете сталкиваться с бюрократической волокитой. Запахи, звуки и другие “сюрпризы” лежачих палат и отделений милосердия могут подвергнуть вашу брезгливость серьёзному испытанию. Прочное морально-нравственное основание вашей волонтёрской деятельности может стать хорошим стимулом для развития терпения.

7) Физическое здоровье

Это может показаться неожиданным, но деятельность волонтёра-музыканта – занятие, требующее больших не только душевных, но и физических сил. Представьте: в дополнение к основной работе, домашним и другим обязанностям, волонтёр тратит своё свободное время на регулярные поездки в дом-интернат или больницу. Силы уходят на само путешествие, а от множества инструментов, которые приходится носить с собой, часто начинает болеть спина (8). Всё время занятий волонтёр проводит в постоянном движении или в состоянии готовности к движению, часто – на ногах. Фактически, всё тело волонтёра-музыканта становится его рабочим инструментом, который нужно поддерживать в функциональном состоянии. Любые заболевания горла или рук на некоторое время выключают волонтёра-музыканта из работы. Кроме того, подверженный болезням музыкант-волонтёр невольно нарушает ритм занятий, предсказуемую их периодичность, от которой часто зависит самочувствие и эмоциональное состояние благополучателей.


8) Умение общаться

Среди обсуждаемых нами необходимых качеств музыканта-волонтёра навряд ли можно выделить “главные” и “второстепенные”. И всё же мне хотелось бы обратить особое внимание читателя на тот факт, что умение общаться с самыми разными людьми – это одно из важнейших качеств для волонтёра, использующего музыку терапевтически. Если вы от природы застенчивы, нерешительны, неуверены в себе или просто чувствуете себя с людьми некомфортно, вам придётся поработать над собой, чтобы научиться устанавливать контакт с благополучателем. В музыкальной терапии этот контакт становится началом “терапевтических отношений” – это особый вид взаимоотношений между терапевтом и пациентом (клиентом), в рамках которых осуществляются положительные для пациента (клиента) изменения. Фокус этих отношений всегда на клиенте (пациенте, благополучателе). Поэтому так важно умение слушать. Не торопитесь решать, какой инструмент лучше всего подойдёт ребёнку, с которым вы работаете; не навязывайте своих религиозных взглядов подростку с суицидальными наклонностями (9); не торопитесь сыграть для дедушки в доме престарелых свою любимую (вами же написанную) песню (10). Научитесь быть “чистой доской”, tabula rasa, зеркалом – это основа искусства наблюдения и диагностики для терапевта. Структурируйте занятие так, чтобы центром внимания неизменно оказывался благополучатель и его предпочтения, потребности, слова, действия. Пусть у вас нет терапевтических навыков как таковых, но научиться слушать ближнего и воспринимать его таким, каков он на самом деле, а не созданный вами идеальный образ, вполне возможно.

Умение слушать неразрывно связано с умением говорить – говорить ровно столько, сколько нужно в данный момент; с теми словами, интонациями, скоростью и громкостью речи, которые сделают ваше взаимодействие с наиболее эффективным и комфортным для благополучателя. Если у вас есть такая возможность, понаблюдайте за тем, как работает профессиональный музыкальный терапевт или психотерапевт (принцип общения, в целом, будет сходен). Разумеется, что индивидуальное общение и общение в группе будет выстраиваться по-разному. С опытом у вас выработаются шаблоны-заготовки, необходимые для структурирования общения в разных ситуациях.

Необходимо для музыканта-волонтёра и умение договариваться, вести функциональный диалог с коллегами-волонтёрами, специалистами, администрацией учреждений.


9) Чувство юмора

Может показаться, что это качество – очень личное и незначительное для волонтёрской работы. И всё же именно чувство юмора, умение найти забавные стороны в страшном и грустном, умение посмеяться над собой и своими неудачами, вовремя пошутить, часто спасает диалог в терапевтическом пространстве и самооценку волонтёра.


10) Творческие способности

Изобретательность, умение создавать новое из элементов старого, видоизменять существующий шаблон и импровизировать крайне важны не только для музыкального взаимодействия, но и для построения отношений между волонтёром и благополучателем.


11) Финансовая стабильность

Речь не идёт о многомиллионном наследстве, доставшемся вам от богатой тётушки. Речь не идёт и о том, чтобы вы вкладывали деньги в обеспечение собственной волонтёрской деятельности. Понятие финансовой стабильности у каждого своё: кому-то достаточно крыши над головой и гречневой каши на ужин, кто-то оплачивает частную школу своему ребёнку, кто-то коллекционирует редкие книги, а кто-то не представляет себе жизни без путешествий… Важно, чтобы, начиная волонтёрскую деятельность, вы были относительно довольны своим материальным достатком. Если вашей семье не хватает денег на привычный для неё образ жизни, если вам приходится занимать в долг, если у вас не хватает денег, чтобы помогать пожилым родителям, которым требуется ваша помощь, то, возможно, в данное время, волонтёрство – занятие не для вас. Волонтёрская работа в условиях личной финансовой нестабильности может быстро стать раздражающей и обременительной обязанностью. Лучше потратьте силы и время на дополнительный заработок, повышение квалификации или поиск более высокооплачиваемой работы. Когда ситуация стабилизируется, вы сможете вернуться к волонтёрской деятельности с новыми силами и принести значительно больше пользы благополучателям.


12) Стремление к личностному развитию

Как сказал Александр Башлачёв, русский поэт и автор песен: “Когда душа болит, значит, она работает". Работает – значит, и изменяется, растёт. Каждая встреча в терапевтическом музыкальном пространстве – уникальная, накладывающая неизгладимый отпечаток на души и благополучателя, и волонтёра. После каждой встречи вы будете уходить в свою повседневную жизнь изменённым, преображённым внутренне – даже если сами вы не будете осознавать этого в текущий момент.

Внутренние изменения неизменно влекут за собой изменения внешнего, более формального порядка: новое осознание своей личности, изменение привычек и взглядов на жизнь, смену круга друзей, личную работу с психотерапевтом, углублённую духовную жизнь, стремление к освоению новых навыков и получению новых знаний… Эти изменения различны для разных людей и масштаб их различен, но вектор один: у волонтёра, работающего в социальных учреждениях в России, душа, по определению, болит часто. А значит, и рост – неизбежен. Готовы ли вы к нему?




(1) О личных качествах, которыми должен обладать профессиональный музыкальный терапевт, подробно говорится в [Davis, Gfeller, Thaut, 2008], стр.12
(2) См.главу “Шесть сфер здоровья человека”
(3) Профессиональные требования варьируются, в зависимости от того, в какой стране практикует музыкальный терапевт.
(4) [Решетников, 2005]
(5) Лично для меня самым удобным способом организации текстов песен оказался такой: я сохраняю каждый текст (с аккордами или без) в отдельный файл, используя в заголовке буквы только верхнего регистра. Эти файлы, в свою очередь, попадают в одну из папок, которые называются соответственно группе клиентов, с которыми я работаю, например: “МТ Взрослые, Паллиатив РУС”, “МТ Психиатрия АНГЛ”, “МТ Раннее Развитие РУС” и т.п.. Внутри некоторых папок есть другие папки, например: “РР Сенсорика”, “РР Поём Вместе”, “РР Песня-Действие” и т.п.. Такая систематизация позволяет быстро находить те материалы, которые мне нужны в данный момент. Хранятся они не на моём личном компьютере, а на “облаке” в Сети, и, таким образом, доступны мне повсюду, где есть интернет.
(6) Diane Austin “The Theory and Practice of Vocal Psychotherapy. Songs of Self”
(7) Например, потребность выговориться, потребность в личных (в том числе дружеских или романтических) взаимоотношениях, потребность в положительной внешней оценке и т.п.
(8) В главе “Выбор музыкальных инструментов” мы поговорим о способах уменьшить эту нагрузку.
(9) И, кстати, ни в коем случае не утешайте родителей умирающего ребёнка словами о “Божьей воле”!
(10) См. главу “Какую музыку выбрать”



ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ --> С чего начать