Чего не может музыка



Как мы видим, музыка может оказывать благоприятное влияние на человека в самых разных сферах его здоровья и жизнедеятельности. В отличие от забора анализов, химиотерапии или хирургической операции, музыкальное воздействие (относительно) неинвазивно (1), не представляет собой угрозы и воспринимается, как правило, положительно и с интересом. Люди разных возрастов, люди с разными диагнозами и возможностями охотно слушают музыку, принимают участие в музицировании или двигаются под музыку. Более того, бывает, что именно в музыкальном пространстве человек раскрывается так, как нигде и никогда больше, приобретает новые умения, переживает уникальные эмоции… Всё это оставляет музыканту-волонтёру обширное поле для деятельности. Хочется успеть как можно больше, хочется изменить к лучшему жизнь тех, к кому мы приходим, хочется видеть результат нашей работы.

Но каков этот результат? Чего мы хотим достигнуть нашими посещениями детского дома или пансионата для пожилых? Можем ли мы радикально что-то изменить в той реальности, к которой приобщаемся во время волонтёрской службы? Если нет, то зачем мы приходим в эти учреждения?

И здесь самое время озвучить одну важную мысль: музыка – это не панацея. Музыка не может вылечить сломанную ногу (но может уменьшить болевые ощущения при перевязке), музыка – не замена лекарствам при хронической депрессии (но она может снизить тревожность и мягко регулировать эмоциональный фон), музыка не остановит развитие онкологического заболевания (но может примирить человека с химиотерапией).

Музыка терапевтична по своей природе, но конкретный терапевтический эффект она имеет только тогда, когда мы ставим перед собой определённые цели и задачи и ищем наиболее эффективные способы их достижения. Одно из основных отличий терапевтического применения музыки от музыкального выступления или музыкального урока – это наличие сформулированных немузыкальных целей, над которыми осуществляется работа в музыкальной среде.

Цели терапевтического музыкального воздействия могут быть самыми разными. Вот только некоторые из них:

• снижение боли
• нормализация эмоционального состояния
• социализация (развитие навыков общения)
• улучшение памяти
• релаксация (физическая и эмоциональная)
• улучшение коммуникационных навыков
• повышение концентрации внимания
• улучшение моторных навыков
• стимуляция физической активности
• самовыражение (вербальное и невербальное)
• улучшение осведомлённости о реальности
• ощущение контроля над ситуацией
• принятие решений
• разрешение конфликтов
• академическая успеваемость
• улучшение качества жизни



Каждая из этих целей описывает конечный результат, к которому мы стремимся в рамках музыкального взаимодействия с теми, кого мы посещаем. Достижение этого результата может быть относительно скорым (например, вы нажали на кнопку "play" в правильный момент, правильно подобрав музыкальную композицию, и через несколько секунд уже можете наблюдать, как выражение напряжённости и тревоги на лице пожилого человека сменилось улыбкой).

В других же случаях, путь к поставленной цели может занять месяцы или даже годы работы. Например, если мы ставим своей целью “улучшение коммуникационных навыков” ребёнка в ДДИ, не владеющего речью, то мы можем начать с того, что будем при каждой встрече играть для него две разные по характеру песни (одну про кошку, другую про солнышко) и перед пением каждой из них показывать соответствующую карточку (на одной – кошка, на другой – солнышко). Конечно, здесь не может быть гарантий, но, вероятнее всего, через некоторое время ребёнок научится узнавать песни, которые вы ему играете, и ассоциировать каждую из них с соответствующей карточкой. В это время можно поставить перед ним задачу: выбрать, какую из двух песен мы будем играть сначала. Ребёнок может указать одну из карточек взглядом (движением зрачков глаз) или рукой (ногой): таким образом, он сообщит вам о своих предпочтениях. Впоследствии можно увеличить количество карточек, изменить их содержание соответственно уровню интеллектуального развития ребёнка, выйти за пределы музыкального контекста и т.п.. Мы будем постепенно усложнять задачи, поставленные перед ребёнком, до тех пор, пока он(а) не научится минимально общаться с окружающими посредством набора карточек. Таким образом, общая терапевтическая цель может быть разбита на ограниченное подмножество более конкретных терапевтических задач.

В музыкальной терапии есть специальные системы учёта, описания и оценки прогресса клиента и/или группы по отношению к поставленным целям и задачам. В рамках данной книги мы не можем останавливаться на этой теме подробнее, да и условия работы волонтёра, как правило, далеки от теоретически рекомендованных и “нормальных” для работы терапевта. В следующих главах мы будем говорить о том, как цели и задачи в терапевтическом применении музыки влияют на выбор музыкального материала и инструментов при работе с разными категориями клиентов. Пока же мне хотелось бы вернуться к мысли, высказанной в начале этой главы: как бы ни было сильно воздействие музыки на людей всех возрастов и способностей, она не обладает универсальным терапевтическим эффектом и не может разрешить того множества проблем, с которыми сталкиваются люди, нуждающиеся в нашей помощи. Но вы, волонтёр, своим личным присутствием, тщательно продуманным и в то же время интуитивным, можете сделать музыкальное взаимодействие с теми, кому вы помогаете, важным, осмысленным и нередко – терапевтически эффективным.

Об этом легко забыть, но главный “инструмент” музыкального волонтёрства – это сам волонтёр. Музыка действует через нас. Мы направляем её действие. Конечный же результат зависит от множества обстоятельств, которые не всегда в нашей власти.




(1) Хоть и, вопреки широко распространённому мнению, не абсолютно безопасно. Подробнее об этом – в главе “Летающие тамбурины и другие опасности”.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ --> Несколько слов о том, как выбирать слова