Шесть “доменов” (сфер) здоровья человека



В этой главе мы с вами рассмотрим шесть “доменов” (сфер) здоровья человека и поговорим о том, какое воздействие музыка может оказать на каждый из них.

Первый домен – эмоциональный. Правильно подобранная музыка позволяет стабилизировать эмоциональное состояние человека, привести его к условной комфортной норме. Например, человек, страдающий биполярным расстройством и находящийся в фазе острого психоза, заметно успокаивается на некоторое время, если слышит спокойную мелодичную музыку, сыгранную на флейте; и, наоборот, человеку в тяжёлой депрессивной фазе, которому с утра бывает трудно проснуться, двигаться, говорить, негромкая ритмичная игра на барабанах и пение могут помочь что называется "прийти в себя". И здесь работа идёт уже не только с эмоциональным, но и с физическим состоянием человека.

Кроме того, музыка часто становится своего рода проводником, позволяющим "раскрыть" эмоции, снять психологические барьеры, мешающие нам чувствовать и принимать, проживать наши эмоции. Важная составляющая музыкально-психотерапевтической работы - это создание музыкального "контейнера", как говорят психологи, той безопасной среды, в которой клиент не будет бояться чувствовать и выражать те эмоции, которые ему необходимо почувствовать и выразить в данный момент. Агрессивная игра на барабане, например, может стать выражением долго сдерживаемого гнева, который клиент испытывает по отношению к тяжело больному родственнику, за которым ему приходится ухаживать. Такая манера игры может привести к психотерапевтическому вербальному диалогу между терапевтом и клиентом об имеющихся проблемах, а может остаться в рамках бессловного музыкального взаимодействия – просто пространством, в котором позволено разозлиться, в котором никто за это не осудит.

Тяжелобольной ребёнок, переживающий минуты радости в музыкальном контакте с волонтёром, его сдержанная, молчаливая мама, которая наконец-то не может сдержать слёз, видя эту радость, переживают положительные изменения в эмоциональном домене.


В рамках физического домена происходит работа с телесными ощущениями, функциями, способностями человека. Музыкальный терапевт может присутствовать при смене бинтов в детском ожоговом отделении и в какой-то степени отвлекать малыша музыкой от болевых ощущений. В специальном образовании или в группах раннего развития музыкальный терапевт подберёт для ребёнка специальные инструменты: подыгрывая на них терапевту, ребёнок сможет постепенно улучшить мелкую или крупную моторику. Процесс совместного с музыкантом-волонтёром изготовления простых музыкальных инструментов может стать мотивирующим, приятным способом работы над двуручной координацией для проживающих в психо-неврологическом интернате или дома-пансионате для пожилых людей.

Отдельная ветвь музыкотерапевтической науки – неврологическая музыкальная терапия – достигла значительных результатов в клинической реабилитации пациентов, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму. Эти же специалисты работают с людьми, страдающими болезнью Паркинсона, помогая им восстановить и сохранить плавность движений и ясность речи. И здесь нет ничего необъяснимого или волшебного. Среди прочего, они используют метод ритмической аудиторной стимуляции, который работает так: когда мы слышим внешний, "навязанный" ритм - музыку в определённой темпе, стук метронома, – наш организм подстраивается под этот ритм, синхронизируется с ним, движения становятся плавными, тики уходят. Это научно обоснованное методическое использование свойств музыки, о которых все мы имеем представление.


Как я уже говорила, музыка – это прекрасное средство невербальной коммуникации. Помните пример с агрессивным барабанщиком? Когда человек поёт песню, которая хорошо отражает то, что происходит в его душе в данный момент, – это тоже высказывание, монолог. Когда несколько человек импровизируют вместе на музыкальных инструментах – это диалог (или полилог), это общение. Но, помимо возможности общаться посредством музыки, музыкальная терапия позволяет ещё и освоить немузыкальные коммуникативные навыки: музыка может стать изначальным мотиватором к использованию языка жестов или электронных коммуникативных устройств. Всё это – использование музыки для работы над потребностями человека в коммуникативной сфере, сфере общения.


Музыкальное общение часто становится первой ступенькой на пути к успешной социализации клиента, к работе над навыками в социальной сфере. Например, "неконтактный" ребёнок-аутист довольно скоро начинает подпевать и подыгрывать музыкальному терапевту, а потом и поддерживать регулярный визуальный контакт и инициировать общение. И на этом этапе уже можно переходить к музыкальной терапии в инклюзивной группе сверстников.

Бывает, что для пожилых людей в домах престарелых совместное пение и танец в музыкотерапевтических группах – это единственная оставшаяся возможность полноценной социализации. И нужно видеть, сколько радости эта возможность приносит!


Когнитивный "домен" – это сфера умственных способностей человека. Задачи и способы работы здесь, опять же, могут быть самые разные. С учеником средней школы, который испытывает трудности в обучении (в США для этого есть специальный термин – "learning disability"), музыкальный терапевт может писать специальные песни, которые позволят школьнику лучше усвоить материал. Для тех, кто страдает деменцией, музыка часто становится мостиком, связывающим прошлое и настоящее. В программах раннего развития музыка стимулирует детей с задержками развития к освоению окружающего мира.


Безусловно, музыка нередко отвечает ещё и духовным запросам человека, его внутреннему поиску, потребности в саморазвитии. Может ли музыка способствовать улучшению нашего “духовного здоровья”? Думается, что, в некоторых случаях, да. Несмотря на то, что в классической научной литературе не принято выделять эту потребность в особую категорию, мне хотелось бы добавить шестой, духовный “домен” к нашему перечню.

Хочу поделиться с вами цитатой из книги-автобиографии “Музыка как лекарство” Дефории Лэйн – прекрасной, сильной женщины, чья работа повлияла на профессиональное формирование многих музыкальных терапевтов во всём мире. Вот как пишет о духовной составляющей в музыкальной терапии она: “По профессии я музыкальный терапевт. Говоря научным языком, музыкальная терапия – это систематическое применение музыки с целью лечебного воздействия на определённые физиологические или психологические аспекты заболевания или инвалидности. Но, между нами, во всём этом гораздо больше волшебства: музыка и исцеление часто принадлежат к сфере человеческого духа”(1).

Таким образом, мы знаем теперь, что музыкальное воздействие и взаимодействие затрагивает следующие основные сферы здоровья человека:

- эмоциональную,
- физическую,
- коммуникативную,
- социальную,
- когнитивную,
- духовную.

При правильном, продуманном применении, музыка, действительно, становится мощным, почти чудодейственным средством терапии, профилактики и реабилитации. Пользуясь этим средством грамотно, музыкальный терапевт, волонтёр-музыкант, музыкальный педагог в спецучреждении получают возможность взаимодействовать с подопечными уникальным образом, часто добиваясь результатов, не характерных для терапевта (или педагога) – немузыканта.

Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, насколько важной может быть роль музыкального волонтёрства? Самое время поговорить о границах применения музыки.



(1) [Lane, 1996]


ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ --> Чего не может музыка