Музыкальное волонтёрство и музыкальная терапия



История музыкального волонтёрства в мире тесно связана с историей профессиональной музыкальной терапии. Музыкальная терапия (или “музыкотерапия”, дословно - “исцеление музыкой”, от лат. musica “музыка” и греч. therapeuein “лечить”) – это система лечебного воздействия на психику и организм человека посредством музыки, базирующаяся на научных исследованиях и проводящаяся специалистом – музыкальным терапевтом – в рамках терапевтических отношений.


Всемирная Федерация Музыкальной Терапии (2011) предлагает более развёрнутое определение: “Музыкальная терапия – это профессиональное использование музыки и её элементов в медицинских, образовательных и повседневных условиях для воздействия на отдельных людей, группы, семьи или сообщества, для того, чтобы повысить качество их жизни и улучшить их физическое, общественное, коммуникативное, эмоциональное, умственное и душевное здоровье и благополучие. Научно-исследовательская работа, образование и клиническая стажировка музыкальных терапевтов основываются на профессиональных стандартах, обусловленных культурным, общественным и политическим контекстом”.

Музыкальная терапия как профессия возникла в первой половине ХХ века, после Первой и Второй мировых войн, когда музыканты-волонтёры стали посещать госпитали, чтобы облегчить страдания ветеранов своей игрой и пением. Не только эмоциональное, но и физическое состояние пациентов видимо улучшалось от этого, и вскоре доктора и медсёстры стали всё чаще приходить к начальникам госпиталей с просьбой зачислить музыкантов в штат. Очевидным стало и то, что этим музыкантам нужно специальное образование, и в 1944 году в Мичиганском Университете был набран первый курс студентов – музыкальных терапевтов. На сегодняшний день в мире существует более ста вузов, которые готовят музыкальных терапевтов – бакалавров, магистров, докторов.


Согласно обзорам Кохрановского Сотрудничества(1) , “музыкальная терапия оказалась эффективнее плацебо для развития вербальных и жестовых коммуникационных навыков” у пациентов с аутизмом (Gold, Wigram, Elefant, 2010); “музыкальная терапия улучшает общее состояние здоровья и может также улучшить психическое состояние и функционирование в случае, если было проведено достаточное количество музыкотерапевтических сеансов”, у пациентов с шизофреническими расстройствами (Mössler, Chen, Heldal, Gold, 2013); “музыкальная терапия целесообразна для людей с депрессией” (Maratos, Gold, Wang, Crawford, 2009); а также она “может иметь положительный эффект на качество жизни людей в конце жизни” (Bradt, Dileo, 2011).

Большинство из нас испытывали на себе терапевтическое влияние музыки в повседневной жизни: кто-то включает энергичную музыку для того, чтобы взбодриться или проснуться; кому-то классическая музыка помогает пережить время в автомобильной пробке; кто-то засыпает под релаксирующие звуки; кому-то нужно написать песню для того, чтобы выразить свои эмоции или мировоззрение. Музыка оживляет воспоминания, помогает поддерживать ритм при занятиях спортом, создаёт молитвенную, умиротворённую атмосферу в храме, объединяет людей.

Музыкальная терапия использует все эти свойства музыки, как и многие другие, для того, чтобы работать над потребностями и целями каждого клиента или группы людей в данной конкретной ситуации. Эти потребности могут быть самого разного характера, из всех основных шести "доменов" (сфер) человеческого здоровья.




(1) Кохрановское Сотрудничество (The Cochrane Collaboration) - международная некоммерческая организация, изучающая эффективность медицинских средств и методик путем проведения рандомизированных контролируемых исследований.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ --> Шесть “доменов” (сфер) здоровья человека