Музыка как лекарство

Большинство из нас испытывали на себе терапевтическое влияние музыки в повседневной жизни: кто-то включает энергичную музыку для того, чтобы взбодриться или проснуться; кому-то классическая музыка помогает пережить время в автомобильной пробке; кто-то засыпает под релаксирующие звуки; кому-то нужно написать песню для того, чтобы выразить свои эмоции или мировоззрение. Музыка оживляет воспоминания, помогает поддерживать ритм при занятиях спортом, создаёт молитвенную, умиротворённую атмосферу в храме, объединяет людей.

Музыкальная терапия использует все эти свойства музыки, как и многие другие, для того, чтобы работать над потребностями и целями каждого клиента или группы людей в данной конкретной ситуации. Эти потребности могут быть самого разного характера, из основных пяти «доменов» (сфер) человеческого здоровья.

Пять “доменов” (сфер) здоровья человека

Первый домен — эмоциональный. Правильно подобранная музыка позволяет стабилизировать эмоциональное состояние человека, привести его к условной комфортной норме. Например, человек, находящийся в маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза заметно успокаивается на некоторое время, если слышит спокойную мелодичную музыку, сыгранную на флейте; и, наоборот, человеку в тяжёлой депрессивной фазе, которому с утра бывает трудно проснуться, двигаться, говорить, негромкая ритмичная игра на барабанах и пение могут помочь что называется «прийти в себя». И здесь работа идёт уже не только с эмоциональным, но и с физическим состоянием человека.

Кроме того, музыка часто становится своего рода проводником, позволяющим «раскрыть» эмоции, снять психологические барьеры, мешающие нам чувствовать и принимать, проживать наши эмоции. Важная составляющая музыкально-психотерапевтической работы — это создание музыкального «контейнера», как говорят психологи, той безопасной среды, в которой клиент не будет бояться чувствовать и выражать те эмоции, которые ему необходимо почувствовать и выразить в данный момент. Агрессивная игра на барабане, например, может стать выражением долго сдерживаемого гнева, который клиент испытывает по отношению к тяжело больному родственнику, за которым им приходится ухаживать. Такая манера игры может привести к психотерапевтическому вербальному диалогу между терапевтом и клиентом об имеющихся проблемах, а может остаться в рамках безсловного музыкального взаимодействия — просто пространством, в котором позволено разозлиться, в котором никто за это не осудит.

В рамках физического домена происходит работа с телесными ощущениями, функциями, способностями человека. Музыкальный терапевт может присутствовать при смене бинтов в детском ожоговом отделении и в какой-то степени отвлекать малыша музыкой от болевых ощущений. В специальном образовании или в группах раннего развития музыкальный терапевт подберёт для ребёнка специальные инструменты: подыгрывая на них терапевту, ребёнок сможет постепенно улучшить мелкую или крупную моторику. Отдельная ветвь музыкотерапевтической науки — неврологическая музыкальная терапия — достигла значительных результатов в клинической реабилитации пациентов, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму. Эти же специалисты работают с людьми, страдающими болезнью Паркинсона, помогая им восстановить и сохранить плавность движений и ясность речи. И здесь нет ничего необъяснимого или волшебного. Среди прочего, они используют метод ритмической аудиторной стимуляции, который работает так: когда мы слышим внешний, «навязанный» ритм — музыку в определённой темпе, стук метронома, — наш организм подстраивается под этот ритм, синхронизируется с ним, движения становятся плавными, тики уходят. Это научно обоснованное методическое использование свойств музыки, о которых все мы имеем представление.

Как мы уже выяснили, музыка — это прекрасное средство невербальной коммуникации. Помните пример с агрессивным барабанщиком? Когда человек поёт песню, которая хорошо отражает то, что происходит втего душе в данный момент, — это тоже высказывание, монолог. Когда несколько человек импровизируют вместе на музыкальных инструментах — это диалог (или полилог), это общение. Но, помимо возможности общаться посредством музыки, музыкальная терапия позволяет ещё и освоить немузыкальные коммуникативные навыки: музыка может стать изначальным мотиватором к использованию языка жестов или электронных коммуникативных устройств. Всё это — использование музыки для работы над потребностями человека в коммуникативной сфере, сфере общения.

Музыкальное общение часто становится первой ступенькой на пути к успешной социализации клиента, к работе над навыками в социальной сфере. Например, «неконтактный» ребёнок-аутист довольно скоро начинает подпевать и подыгрывать музыкальному терапевту, а потом и поддерживать регулярный визуальный контакт и инициировать общение. И на этом этапе уже можно переходить к музыкальной терапии в инклюзивной группе сверстников. Бывает, что для пожилых людей в домах престарелых совместное пение и танец в музыкотерапевтических группах — это единственная оставшаяся возможность полноценной социализации. И нужно видеть, сколько радости эта возможность приносит!

Когнитивный «домен» — это сфера умственных способностей человека. Задачи и способы работы здесь, опять же, могут быть самые разные. С учеником средней школы, который испытывает трудности в обучении (в США для этого есть специальный термин — «learning disability»), музыкальный терапевт может писать специальный песни, которые позволят школьнику лучше усвоить материал. Для тех, кто страдает деменцией, музыка часто становится мостиком, связывающим прошлое и настоящее. В программах раннего развития музыка стимулирует детей с задержками развития к освоению окружающего мира.

Безусловно, музыка нередко отвечает ещё и духовным запросам человека, его внутреннему поиску, потребности в саморазвитии. Может ли музыка способствовать улучшению нашего “духовного здоровья”? Думается, что, в некоторых случаях, да. Несмотря на то, что в научной литературе не принято выделять эту потребность в особую категорию, нам хотелось бы добавить шестой, духовный “домен” к вышеприведённому перечню. 

Подробнее о методологии музыкальной терапии можно прочитать в разделе «Ресурсы».