Часто задаваемые вопросы о музыкальной терапии

 

Что такое музыкальная терапия?

Музыкальная терапия – это профессиональное использование музыки и её элементов в медицинских, образовательных и повседневных условиях для воздействия на отдельных людей, группы, семьи или сообщества, которые стремятся повысить качество своей жизни и улучшить своё физическое, общественное, коммуникативное, эмоциональное, умственное и душевное здоровье и благополучие. Научно-исследовательская работа, образование и клиническая стажировка музыкальных терапевтов основываются на профессиональных стандартах, обусловленных культурным, общественным и политическим контекстом.

(Всемирная Федерация Музыкальной Терапии, 2011)

Чем полезна музыкальная терапия?

Музыкальные терапевты помогают клиентам достичь целей в различных не-музыкальных областях, например:

— развить социальные навыки,
— научиться выражать эмоции,
— повысить уверенность в себе,
— развить навыки мелкой и крупной моторики,
— обеспечить релаксацию,
— пережить утрату,
— развить концентрацию внимания.

(Австралийская Музыкально-Терапевтическая Ассоциация, 2007)

Какие дисциплины изучают музыкальные терапевты?

Список дисциплин варьируется в зависимости от университета и страны, где проходит обучение. Как правило, в курс обучения входят:

— патопсихология и психология развития,
— психология музыки,
— история музыки,
— теория музыки,
— обзор техники игры на инструментах,
— техника вокала,
— музыка в специальном образовании,
— основы клинической работы.

(Американская Музыкально-Терапевтическая Ассоциация (Студенты), 2007)

В чём заключается сеанс музыкальной терапии?

Программа каждого сеанса разрабатывается отдельно, с учётом индивидуальных потребностей каждого клиента. Музыкальные терапевты используют для этого ряд терапевтических техник, таких как, например:

— написание песен,
— барабанный круг,
— анализ песенных текстов,
— импровизацию,
— символдраму,
— пение,
— терапевтические выступления.

(Австралийская Музыкально-Терапевтическая Ассоциация (с 2011 – Британская Ассоциация Музыкальной Терапии), 2009)

Учат ли музыкотерапевты музыкальному мастерству?

Музыкальная терапия – не замена урокам музыки. Часто случается, что в процессе музыкальной терапии клиенты овладевают некоторыми музыкальными навыками, например, развивают свой слух, чувство ритма, знание музыкальной формы, технику игры на инструменте и т.п.. Эти навыки, хотя и составляют важную часть музыкально-терапевтической программы, как правило, являются вторичными по отношению к заранее определённым целям терапии.

(Ассоциация Профессиональных Музыкальных Терапевтов, 2008)

Какую музыку используют в музыкальной терапии?

Многие думают, что есть какая-то универсальная чудодейственная музыка — Моцарт, арфа, этнические барабаны, — обладающая целебными свойствами. В России сейчас возникла целая субкультура «музыкального знахарства», когда клиенту предлагается купить набор попевок-заговоров «от боли в ногах», «для успеха в любви», «для привлечения денег» или компакт-диски с музыкой «для похудения» или «для омоложения». К сожалению, это всё имеет примерно такое же отношение к музыкальной терапии, как экстрасенсорика — к психологии. Было бы чудесно, если бы рак можно было излечивать прослушиванием сонат Моцарта, но пока научных исследований, подтверждающих такую возможность, нет.

Какую же музыку использует музыкальный терапевт? Ту, которая лучше всего отвечает потребностям данного клиента в настоящее время. Во-первых, как правило, это музыка, предпочитаемая клиентом, то есть та музыка, которая имеет для клиента особое значение, с которой для него связаны сильные эмоции или воспоминания. Если человек всю жизнь слушал советскую эстрадную музыку, то вряд ли классическая музыка станет близка ему в момент болезни. А, например, «Арлекино» или «Эхо любви» могут стать для него сильными песнями-мотиваторами в терапии.

Во-вторых, есть общее и очевидное правило: «живая» музыка воздействует на человека сильнее, чем музыка в записи. Сравните, например, поход на концерт любимого исполнителя с прослушиванием его дисков дома или в машине. А теперь добавьте к «живому» звуку ещё и возможность подыграть и подпеть музыканту, и даже почувствовать себя на какое-то время «звездой» — и вы получите примерное представление о том, что испытывает участник музыкотерапевтического сеанса. Для некоторых клиентов студия музыкального терапевта — это единственное место, где они улыбаются, смеются, испытывают настоящую радость.

И, наконец, в-третьих, музыкальный терапевт знает, как подобрать музыку, отвечающую целям терапии, как манипулировать основными составляющими музыки — ритмом, гармонией, мелодией, звуком — так, чтобы терапевтический эффект был максимальным. Так же многие из нас знают, что, например, подорожник помогает залечивать раны, но специалист-травник в совершенстве знает целебные свойства множества трав и умеет приготавливать лекарственные смеси для самых разных случаев.

А.Апрелева для Милосердие.Ру, 2013

Что такое научно-исследовательская работа в музыкальной терапии?

Научно-исследовательская работа в области музыкальной терапии помогает продемонстрировать эффективность музыкальной терапии в таких областях, как, например:

— воздействие на эмоции и настроение,
— эмоциональная поддержка пациентов и их семей,
— психосоциальное развитие,
— физиологические реакции (например, пульс, дыхание),
— нейрофизиологическое функционирование,
— ощущениe боли,
— физическая реабилитация,
— речь, язык и общение,
— движение.

(Австралийская Музыкально-Терапевтическая Ассоциация, 2009)

В каких странах есть музыкально-терапевтические организации?

− Австралия
− Аргентина
− Бразилия
− Германия
− Дания
− Индонезия
− Испания
− Италия
− Канада
− Китай
− Колумбия
− Корея
− Куба
− Мексика
− Республика Македония
− Сингапур
− Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии
− Соединённые Штаты Америки
− Уругвай
− Франция
− Чешская Республика
− Чили
− Япония

(Всемирная Организация Музыкальной Терапии, 2009)

Кому может помочь музыкальная терапия?

Детям, подросткам и взрослым c:

— нарушениями психического здоровья,
— особенностями развития, трудностями обучения и физической недееспособностью,
— болезнью Альцгеймера и другими возрастными заболеваниями,
— наркотической зависимостью и алкоголизмом,
— черепно-мозговыми травмами,
— острыми и хроническими болями;
— матерям во время родов.

(Американская Музыкально-Терапевтическая Ассоциация, 2009)

Как найти музыкального терапевта в России?

В рамках МузТерапевт.Ру планируется создание базы музыкальных терапевтов, волонтёров и специалистов, использующих музыку в терапевтических целях. Пока проект находится в разработке, пообщаться с людьми, интересующимися музыкальной терапией можно в сообществах Facebook и ВКонтакте. Там же можно дать объявление о поиске специалиста или волонтёра.

Также можно воспользоваться базой контактов, составленной нашими коллегами. В эту базу включена информация о специалистах, использующих музыку в работе с особыми детьми«Музыкальная терапия для детей с аутизмом».

Bitnami