Мероприятия Новости Повышение квалификации

Состоялся симпозиум «Образование и музыкальная терапия»

7 октября 2018 года в рамках II Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» состоялся Симпозиум «Образование и музыкальная терапия», организованный при поддержке проекта МузТерапевт.Ру. Симпозиум был нацелен на обсуждение шагов по повышению качества услуг в области музыкальной терапии в России на основе образовательных профессиональных стандартов (как российских, так и международных).

На мероприятии были представлены доклады ведущих мировых специалистов в области музыкальной терапии. Гости симпозиума имели возможность участвовать в обсуждениях, задавать вопросы.

Президент Всемирной Федерации музыкальной терапии (WFMT) (Испания) Мелисса Меркадаль-Бротонс в своем приветственном выступлении обратилась к истории развития музыкальной терапии: «Музыка использовалась в качестве лечения с самых древних времен, но только в XIX веке произошли важные события, которые значительно продвинули музыкальную терапию. Тогда же появились первые исследования психологического и физиологического воздействия музыки на людей. В ХХ веке музыкальная терапия завоевывала все большее доверие, стали появляться публикации, начали проводиться экспериментальные исследования. Официальное применение музыкальной терапии началось в США в психиатрических клиниках после окончания Первой мировой войны. Перед ветеранами, страдавшими физическими и психическими расстройствами, выступали и профессиональные музыканты,
и любители. Это было так востребовано, что скоро стало понятно, что для таких музыкантов необходима качественная подготовка. Первое обучение по этому направлению было организовано в 1919 году пианисткой Margaret Anderson в Колумбийском университете Нью-Йорка. Сегодня музыкальная терапия присутствует на клиническом и учебном уровне более чем в 50 государствах мира. Когда была создана профессиональная ассоциация музыкальных терапевтов, это привело к появлению стандартов и клинических программ. Благодаря этому стали проводиться различные исследования, результаты которых публиковались в специализированных журналах».

Мелисса Меркадаль-Бротонс подчеркнула, что если музыкальную терапию применять неправильно, то это может привести не только к снижению ценности всей проделанной работы, но может дать и обратный результат.

«Очень важно, чтобы музыкальные терапевты были подготовлены соответствующим образом, чтобы принести пользу людям, для которых они работают»

Аксана Ковалева-Мусси, член Комитета по образованию и обучению Всемирной Федерации музыкальной терапии (WFMT) (Канада), в своем выступлении обратила внимание коллег на отличия к требованиям в образовании музыкального терапевта в разных странах. Эксперт отметила, что спект различий в требованиях лежит в плоскости от музыкальных знаний и соотношений использования голоса и инструментов в работе до требований к количеству клинических часов практики (от 200 часов в некоторых странах Европы до 1200 часов в США и Канаде), однако все они соответствуют международным стандартам WFMT.

Алиса Апрелева-Коломейцева, член Комитета по общественным связям Всемирной Федерации музыкальной терапии (Россия и США), основатель проекта МузТерапевт.Ру и эксперт фонда «Живи сейчас» заметила, что специальное образование (работа музыкального терапевта с детьми с расстройствами аутического спектра) и психотерапия (использование музыки в психотерапевтической работе) – это те пути, которые уже открыты для музыкальной терапии в России, и их необходимо развивать. Но эксперт также отметила важность формирования различных направлений музыкальной терапии.

«Важно, чтобы направлений было больше – появлялись музыкальные терапевты в паллиативе, нейрореабилитации, онкологии»

Алиса Апрелева-Коломейцева с сожалением отметила, что на симпозиуме присутствовали только практикующие специалисты, но не было представителей государственных организаций и властных структур, которые могли бы поддержать инициативы, озвученные спикерами. Сергей Бабин, заведующий кафедрой психотерапии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И.Мечникова, президент Российской психотерапевтической ассоциации (РПА), член Исполнительного комитета и Правления РОП, эксперт Национальной медицинской палаты, в заключительном выступлении сказал о важности следованию международным стандартам в подготовке специалистов.

«Возникают центры подготовки музыкальных терапевтов, и очень важно дать им нужные ориентиры. И единственно возможный путь в этом направлении – это следование международным стандартам»

Эксперт отметил, что современные программы подготовки музыкальных терапевтов в России в основном базируются на опыте конкретного автора и имеют очень сильную узкоспециализированную направленность в зависимости от опыта работы специалиста. Этот факт еще более подчеркивает важность внедрения в российскую действительность сертификации музыкальных терапевтов в соответствии с международными стандартами. Особое значение имело определение музыкальной терапии в ХХI веке, которое прозвучало в докладе президента WFMT Мелиссы Меркадаль-Бротонс: «Профессионал использует музыку и ее элементы в качестве воздействия в медицинском, образовательном и бытовом пространстве в индивидуальной, групповой или семейной терапии для того, чтобы повысить качество жизни этих людей и улучшить их физическое, социальное, коммуникационное, эмоциональное, умственное и духовное здоровье и самочувствие. Исследования, практика, образование и клиническая подготовка в музыкальной терапии основаны на профессиональных стандартах согласно культурному, социальному и политическому контексту». Среди участников обсуждения присутствовали также: Сергей Стангрит, создатель направления кантелетерапии в России, Татьяна Степанова, один из инициаторов появления понятия и практики музыкальной терапии в России и антропософский музыкальный терапевт, Елена Нискевич, директор школы музыкальной терапии «Гармония», Анастасия Бельтюкова, со-основатель проекта МузТерапевт.Ру и директор Центра социальной реабилитации Турмалин,  Маргарита Глазьева, психолог и сотрудник оренбургской психиатрической больницы, Антон Черепанов, музыкальный психотерапевт и один из инициаторов участия в Симпозиуме, звукотерапевт Анна Благова, автор песен, музыкант и участник проекта МузТерапевт.Ру Елена Слонимская. Также присутствовали выпускники курса «Музыкальная терапия в неврологической практике», среди которых координатор музыкальных волонтеров в фонде «Живи сейчас» Ксения Назарова и создатели autismmusictherapy.ru Наталья Каменева и Екатерина Урлина, участник и со-организатор конференций МузТерапевт.Ру Мария Комарова,  а также другие специалисты, использующие музыку терапевтически.

1 комментарий

Нажмите для комментирования

  • Уважаемые коллеги!
    Хочу внести дополнение к публикации о Симпозиуме «Музыкальная терапия и образование».
    Я участвовала в Симпозиуме 7 октября, но, к моему удивлению , ни фамилии, ни темы выступления не упоминаются в данной публикации. Почему ? На мой взгляд, уважение и корректность по отношению к коллегам это основа плодотворного сотрудничества. Напомню Тему моего выступления: «Опыт организации и проведения образования по музыкальной терапии на примере Проекта «Школа музыкальной терапии «Гармония». Я была уверена, что наш многолетний опыт будет интересным и полезным, учитывая ведущую тему Симпозиума.
    Нисневич Елена Ивановна — музыкальный терапевт, клинический психолог, президент АБНО » Центр психологической помощи «Искусство и здоровье», руководитель международного Проекта «Школа музыкальной терапии «Гармония» (Москва), ассоциированный член IFAAET, основатель образования по антропософской музыкальной терапии в России с 2001 года.