Мероприятия Новости

Президент Всемирной Федерации Музыкальной Терапии посетила Москву

8 сентября 2017 года в Москве состоялась открытая лекция профессора Высшей Школы музыки Каталонии Melissa Mercadal-Brotons (Мелисса Меркадаль-Бротонс), президента Всемироной Федерации музыкальной терапии World Federation of Music Therapy (WFMT).

Мы, команда МузТерапевт.Ру, очень рады и вдохновлены этой встречей! Благодарим Академию музыки им. Гнесиных за организацию мероприятия, Ирина Сухорукова за анонс. За фото спасибо Анне Тенишевой.

 

Конспект — для тех, кто интересовался.

«МУЗЫКА И БЛАГОПОЛУЧИЕ»

Музыку в Каталонии изучают в отдельных музыкальных школах, в общих – нет. Раньше в образовании формировалось отношению к музыке только как к (исполнительскому) искусству. Но музыка как нечто универсальное для разных сфер нашей жизни, таким образом, прикосновение к музыкальной терапии – это возможность чувствовать присутствие музыки в жизни каждый день, понимать её более широко.

Это концепция школы Escola Superior de Musica Catalunya (ESMUC), в которой Мелисса стала преподавать основы музыкальной терапии, в процессе обучения работая с учениками с особыми потребностями. Своё образование музыкального терапевта Мелисса получила в США в университете Флорида в 1985 году и проработала профессором университета Вилламит в Орегоне с 1988 по 1998 гг.

Программа подготовки музыкальных терапевтов – это двухгодичная программа, адресованная специалистам, имеющим степень бакалавра по музыке и/или связанными со здравоохранением профессиям (во втором случае музыкальные навыки подтверждаются специальным экзаменом).

Mузыкальная терапия (МТ) — это научно-обоснованная профессия, которая использует музыку для улучшения жизни людей с особыми потребностями в образовании, медицине и социальном контексте. «На занятиях мы поём, играем на инструментах, импровизируем, двигаемся под музыку и всё – для того, чтобы улучшить качество жизни людей», — поясняет Мелисса. Музыка помогает активировать то, что нарушено (для лучшей адаптации и функционирования). Например, девушка с синдромом Дауна играет в составе оркестра, которым руководит музыкальный терапевт. Естественно, она не станет выдающейся скрипачкой, поставлены и реализуются другие цели.

Области применения МТ: начиная с внутриутробного развития (успокаивает, чтобы зародыш набирал вес, развивался), любые болезни психиатрии, неврологии (паркинсон, деменция, альцгеймер), расстройства аутистического спектра, онкология, геронтологрия и многие другие.

Эффекты МТ:
• физиологический (успокаивает/стимулирует дыхание, ритм сердца),
• когнитивный уровень (помогает воспринимать и запоминать надолго, используется в изучении иностранных языков),
• эмоциональный (поднимает настроение, вызывает разнообразие переживаний, даёт новый опыт, развивает эмпатию),
• социальный (объединяет людей внутри группы, вызывает чувство принадлежности к группе),
• духовный (способствует самосовершенствованию).

Воздействуя на всех этих уровнях, можно изменить жизнь людей с особыми потребностями. Новейшие исследования мозга объясняют неврологическое применение музыки и её воздействие на когнитивный уровень.

Терапевтические характеристики музыки можно описать через:
• многомерность и универсальность (присутствует везде),
• структурированность (имеет свой порядок, помогает в вопросах самоорганизации: пациенты с нарушением ритма могут восстановить его, это влияет на их координацию и ритм жизни),
• гибкость (возможность импровизации)
• опыт взаимодействия с другими людьми (играют всегда вместе: пациент и музыкальный терапевт),
• эстетические переживания (приятный опыт),
• символический язык (для невербальных пациентов).

Музыка как способ инклюзии в контексте высшего музыкального образования: пилотный проект “Esmuc solidarity project” (принцип – открытость, доступность музыки для всех). Проект для людей с синдромом Вильямса, которых решили интегрировать в систему высшего музыкального образования. Сотрудничество с музыкальной школой Марии Гревер (для занятий с детьми аутистами, их родителями, детьми с синдромом Эдвардса и других).

Люди с синдромом Вильямса имеют определённые особенности: в строении лица (синдром Эльфа), умеренная умственная отсталость, нарушения координации и моторики, кардиоваскулярные нарушения. Сильные стороны: интерес к музыке, гиперсоциальность, прекрасный (абсолютный) слух, чувство ритма, лёгкое запоминание мелодий.

Пример: Антонио, 52 года. Посещал музыкальные занятия 4 года со студентами в возрасте до 18 лет. Он играет на электрогитаре, хорошо поёт. Взаимодействие с ним происходило через тютора (одного из товарищей по классу), преподавателей, которые были готовы сотрудничать с Антонио в рамках проекта (на факультете джаза и современной музыки), составили учебную программу, индивидуальное расписание. Каждую неделю он посещал концерты, классы импровизации, латино-американской перкуссии, электрогитары, играл в ансамбле, пел в церковном хоре. Он был постоянно вовлечён в социум.

Личная ответственность каждого участника учебной группы очень важна. На групповых занятиях необходимо обеспечить включённость всех, не столько музыкальная техника имеет значение, сколько открытость и готовность к контакту. Иногда у Антонио возникали «проблемы»: он играл всё громче и громче (особенность нервной системы). С учётом его импульсивности был подобран комфортный для группы инструмент (конга или бонго). Были приведены примеры игры в джазовом ансамбле (видео).

По результатам эксперимента был проведён опросник, как инклюзивный опыт повлиял на участников процесса (трудности, ресурсы). Оценивалась готовность снова участвовать в подобном процессе с точки зрения развития инклюзивного высшего музыкального образования. В опросе приняли участие одногруппники, преподаватели, а также члены семьи и родственники Антонио.

Результаты: преподавателей поразила способность к музыке, он прогрессировал наравне со всеми (легко запоминал), однако главное – его социальная интеграция (легко и быстро влился в группу). Профессора отметили у студентов развитие эмпатии вопреки их обыкновенному индивидуализму, эгоизму и стремлению к совершенствованию собственной техники. Можно сказать, что на примере Антонио была пересмотрена концепция успеха в музыкальном обучении. Сами школьные товарищи отметили свободу от комплексов и сомнений, способность к спонтанному самовыражению вопреки распространённой у музыкантов установке «пока я не достиг совершенства, я не буду делать это на публике», а также музыкальность Антонио, превосходящую некоторых «нормальных». А ещё он просто наслаждался музыкой, как никто другой, увлечённо переживал её. Студенты отметили, что готовы к инклюзии в дальнейшем, им понравилось быть рядом и помогать. Семья отметила эмоциональные и социальные изменения, повышение самооценки Антонио, увеличение его чувства безопасности и значительное расширение социальных связей. Родственники отметили его академические достижения: он много узнал о музыке, стал интересоваться учёбой и постоянно приносил домой из медиатеки новые диски с музыкой, которые прослушивал дома вместе с родственниками, что также позитивно повлияло на контакт между ними.

Рефлексия. Проект успешный! Это возможность интеграции и музыкальной терапии для взрослых. Это возможность получать инклюзивное высшее образования для людей с особыми потребностями. Возможно ли в высшей школе одновременное стремление к инклюзии и совершенствование навыков? Наверное, это должны быть разные программы: коррекционная и направленная на достижения. Однако, возможна интеграция.

 

Автор материала: Антон Черепанов.

Alisa Apreleva

Alisa Apreleva, MT-BC, NMT, is a Russian-born, USA and UK trained board certified music therapist, neurologic music therapist and language specialist. She is the founding director of open educative initiative MuzTerapevt.Ru to advocate for evidence-based music therapy in Russia (est. 2013), author of the textbook on therapeutic applications of music for volunteer musicians, educator and supervisor. As an international advisor for ALS Foundation “Live Now”, her clinical experience includes working with ALS patients and their families, as well as developing treatment protocols. She has served as a student clinical training supervisor (medical, psychiatric and special education practica) at Berklee College of Music (Boston, USA). She is a birth and bereavement doula, with particular interest in the effect of infant-directed singing on psychological wellbeing of a mother and her children. Her research interests include therapeutic applications of singing voice, medical ethnomusicology, music culture diversity, neurorehabilitaion, and palliative care. She serves as a volunteer translator for World Federation of Music Therapy and International Association for Music and Medicine.

https://alisamt.wordpress.com/about/

Комментировать

Нажмите для комментирования

Bitnami