Мероприятия Новости

Президент Всемирной Федерации Музыкальной Терапии посетила Москву

8 сентября 2017 года в Москве состоялась открытая лекция профессора Высшей Школы музыки Каталонии Melissa Mercadal-Brotons (Мелисса Меркадаль-Бротонс), президента Всемироной Федерации музыкальной терапии World Federation of Music Therapy (WFMT).

Мы, команда МузТерапевт.Ру, очень рады и вдохновлены этой встречей! Благодарим Академию музыки им. Гнесиных за организацию мероприятия, Ирина Сухорукова за анонс. За фото спасибо Анне Тенишевой.

 

Конспект — для тех, кто интересовался.

«МУЗЫКА И БЛАГОПОЛУЧИЕ»

Музыку в Каталонии изучают в отдельных музыкальных школах, в общих – нет. Раньше в образовании формировалось отношению к музыке только как к (исполнительскому) искусству. Но музыка как нечто универсальное для разных сфер нашей жизни, таким образом, прикосновение к музыкальной терапии – это возможность чувствовать присутствие музыки в жизни каждый день, понимать её более широко.

Это концепция школы Escola Superior de Musica Catalunya (ESMUC), в которой Мелисса стала преподавать основы музыкальной терапии, в процессе обучения работая с учениками с особыми потребностями. Своё образование музыкального терапевта Мелисса получила в США в университете Флорида в 1985 году и проработала профессором университета Вилламит в Орегоне с 1988 по 1998 гг.

Программа подготовки музыкальных терапевтов – это двухгодичная программа, адресованная специалистам, имеющим степень бакалавра по музыке и/или связанными со здравоохранением профессиям (во втором случае музыкальные навыки подтверждаются специальным экзаменом).

Mузыкальная терапия (МТ) — это научно-обоснованная профессия, которая использует музыку для улучшения жизни людей с особыми потребностями в образовании, медицине и социальном контексте. «На занятиях мы поём, играем на инструментах, импровизируем, двигаемся под музыку и всё – для того, чтобы улучшить качество жизни людей», — поясняет Мелисса. Музыка помогает активировать то, что нарушено (для лучшей адаптации и функционирования). Например, девушка с синдромом Дауна играет в составе оркестра, которым руководит музыкальный терапевт. Естественно, она не станет выдающейся скрипачкой, поставлены и реализуются другие цели.

Области применения МТ: начиная с внутриутробного развития (успокаивает, чтобы зародыш набирал вес, развивался), любые болезни психиатрии, неврологии (паркинсон, деменция, альцгеймер), расстройства аутистического спектра, онкология, геронтологрия и многие другие.

Эффекты МТ:
• физиологический (успокаивает/стимулирует дыхание, ритм сердца),
• когнитивный уровень (помогает воспринимать и запоминать надолго, используется в изучении иностранных языков),
• эмоциональный (поднимает настроение, вызывает разнообразие переживаний, даёт новый опыт, развивает эмпатию),
• социальный (объединяет людей внутри группы, вызывает чувство принадлежности к группе),
• духовный (способствует самосовершенствованию).

Воздействуя на всех этих уровнях, можно изменить жизнь людей с особыми потребностями. Новейшие исследования мозга объясняют неврологическое применение музыки и её воздействие на когнитивный уровень.

Терапевтические характеристики музыки можно описать через:
• многомерность и универсальность (присутствует везде),
• структурированность (имеет свой порядок, помогает в вопросах самоорганизации: пациенты с нарушением ритма могут восстановить его, это влияет на их координацию и ритм жизни),
• гибкость (возможность импровизации)
• опыт взаимодействия с другими людьми (играют всегда вместе: пациент и музыкальный терапевт),
• эстетические переживания (приятный опыт),
• символический язык (для невербальных пациентов).

Музыка как способ инклюзии в контексте высшего музыкального образования: пилотный проект “Esmuc solidarity project” (принцип – открытость, доступность музыки для всех). Проект для людей с синдромом Вильямса, которых решили интегрировать в систему высшего музыкального образования. Сотрудничество с музыкальной школой Марии Гревер (для занятий с детьми аутистами, их родителями, детьми с синдромом Эдвардса и других).

Люди с синдромом Вильямса имеют определённые особенности: в строении лица (синдром Эльфа), умеренная умственная отсталость, нарушения координации и моторики, кардиоваскулярные нарушения. Сильные стороны: интерес к музыке, гиперсоциальность, прекрасный (абсолютный) слух, чувство ритма, лёгкое запоминание мелодий.

Пример: Антонио, 52 года. Посещал музыкальные занятия 4 года со студентами в возрасте до 18 лет. Он играет на электрогитаре, хорошо поёт. Взаимодействие с ним происходило через тютора (одного из товарищей по классу), преподавателей, которые были готовы сотрудничать с Антонио в рамках проекта (на факультете джаза и современной музыки), составили учебную программу, индивидуальное расписание. Каждую неделю он посещал концерты, классы импровизации, латино-американской перкуссии, электрогитары, играл в ансамбле, пел в церковном хоре. Он был постоянно вовлечён в социум.

Личная ответственность каждого участника учебной группы очень важна. На групповых занятиях необходимо обеспечить включённость всех, не столько музыкальная техника имеет значение, сколько открытость и готовность к контакту. Иногда у Антонио возникали «проблемы»: он играл всё громче и громче (особенность нервной системы). С учётом его импульсивности был подобран комфортный для группы инструмент (конга или бонго). Были приведены примеры игры в джазовом ансамбле (видео).

По результатам эксперимента был проведён опросник, как инклюзивный опыт повлиял на участников процесса (трудности, ресурсы). Оценивалась готовность снова участвовать в подобном процессе с точки зрения развития инклюзивного высшего музыкального образования. В опросе приняли участие одногруппники, преподаватели, а также члены семьи и родственники Антонио.

Результаты: преподавателей поразила способность к музыке, он прогрессировал наравне со всеми (легко запоминал), однако главное – его социальная интеграция (легко и быстро влился в группу). Профессора отметили у студентов развитие эмпатии вопреки их обыкновенному индивидуализму, эгоизму и стремлению к совершенствованию собственной техники. Можно сказать, что на примере Антонио была пересмотрена концепция успеха в музыкальном обучении. Сами школьные товарищи отметили свободу от комплексов и сомнений, способность к спонтанному самовыражению вопреки распространённой у музыкантов установке «пока я не достиг совершенства, я не буду делать это на публике», а также музыкальность Антонио, превосходящую некоторых «нормальных». А ещё он просто наслаждался музыкой, как никто другой, увлечённо переживал её. Студенты отметили, что готовы к инклюзии в дальнейшем, им понравилось быть рядом и помогать. Семья отметила эмоциональные и социальные изменения, повышение самооценки Антонио, увеличение его чувства безопасности и значительное расширение социальных связей. Родственники отметили его академические достижения: он много узнал о музыке, стал интересоваться учёбой и постоянно приносил домой из медиатеки новые диски с музыкой, которые прослушивал дома вместе с родственниками, что также позитивно повлияло на контакт между ними.

Рефлексия. Проект успешный! Это возможность интеграции и музыкальной терапии для взрослых. Это возможность получать инклюзивное высшее образования для людей с особыми потребностями. Возможно ли в высшей школе одновременное стремление к инклюзии и совершенствование навыков? Наверное, это должны быть разные программы: коррекционная и направленная на достижения. Однако, возможна интеграция.

 

Автор материала: Антон Черепанов.

Комментировать

Нажмите для комментирования